Как избавиться от ревности и желания полного контроля над жизнью партнёра?

Вопрос психологу:
Добрый день!
Встречаюсь с молодым человеком больше полугода, всё хорошо. Но меня постоянно терзают мысли о его прошлом. Точнее то, что я мало знаю о его прошлых отношениях. Понимаю, что это глупо. Обычно я не думаю об этом всём, но периодически меня накрывают переживания. Я временами узнаю что-то обрывками, когда он что-нибудь рассказывает, но если у меня возникают вопросы на эту тему, то он начинает раздражаться, мол опять начинаешь. Но из конкретных ответов, которые он когда-то говорил, в голове сложилась картинка, которая потом ломается, когда он понемногу рассказывает что-то ещё (сам, без моих вопросов). И эти несоответствия вызывают во мне тревогу. Я начинаю ревновать его к тому, чего о нём не знаю. То есть, чтобы успокоиться, мне нужно знать что было, с кем, когда конкретно и сколько длилось. Не зная этого я начинаю додумывать, подстраивая его новые слова в ту историю, которую я собираю по 'крупицам' в своей голове и меня сильно выбивает из колеи, когда 'показания' меняются или не могут уложиться в общую картину, а значит он сказал неправду в какой-то момент. И от знания, что он что-то скрывает, мне становится не по себе и я начинаю его ревновать (но вида никогда не подаю).
Ещё меня терзает мысль о девушке с которой он общался незадолго до знакомства со мной. Она кинула его в ЧС, а он всё ещё хранит её в закладках. Опять фигня, понимаю, но всё равно она не даёт мне покоя. Может, потому что я считаю её красивее меня?
Я прекрасно понимаю, что всё это было в прошлом, что сейчас мы вместе и нам хорошо, а то, что было, то было и не имеет никакого значения в настоящем. Поэтому я бы хотела попросить у вас совета как мне быть. Что мне делать, чтобы принять то, что есть, без конкретизации информации, и перестать накручивать себя бессмысленными переживаниями?
(Для справки: у меня до него не было бурной личной жизни, скорее наоборот. Несколько раз ловила себя на мысли о том, что, если бы у меня тоже было прилично партнёров и общения с противоположным полом до отношений с ним, то скорей всего бы я вообще не думала о подобных пустяках)
+ещё меня напрягает то, что он всегда носит телефон с собой (даже в туалет) и не показывает экран, когда кто-то ему пишет. При этом я знаю, что это либо друзья, либо кто-то с работы, но сам факт того, что он прячет экран от меня в этот момент, триггерит на ревность. Он, наверное, не хочет, чтобы я читала что ему пишут, но я бы и не читала, если бы видела кто пишет. А так мне приходится постоянно спрашивать кто это, чтобы успокоиться. Ему наверняка это не нравится, как и мне самой, если честно (мне даже уже по ночам снится такая ситуация и я из-за этого просыпаюсь посреди ночи и не могу потом уснуть какое-то время, пока не успокоюсь).
Получается, меня пугает любая неопределённость, и хочется всё держать под контролем. Как от этого избавиться?
Заранее благодарю!
Автор вопроса: Саша Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Плескач Богдан Вадимович.
Уважаемая Саша!
Ваш запрос многогранен.
Во-первых, интересно, что происходит в ваших отношениях с партнером. Получается, что вы не доверяете тому насколько правдиво парень представил информацию о себе; а ваш партнер – «побаивается» пускать вас в свое личное пространство. Таким образом, и в вашем поведении, и в поведении вашего парня можно найти проблему доверия.
В общем-то это означает что некоторые особенности у вас двоих во многом схожи. По этому, можно было бы и попробовать обсудить, что партнер опасается, что вы узнаете про него. Почему он прячет телефон? Попробую сфокусироваться исключительно на вашем запросе.
Считается, что в начале отношений партнеры склонны друг друга идеализировать. Однако, когда влюбленность проходит, и гормональный уровень стабилизируется партнеры начинают лучше присматриваться к друг-другу и может возникнуть кризис доверия.
То, что вы красочно описали как «несоответствие картинки, которая сложилась в голове» можно понять, как то, что вы стали внимательней присматриваться к своему партнеру и замечать: то как вы его хотели видеть раньше, не совсем соответствует тому, кто он. Однако, вы сами пишите «что сейчас вы вместе и вам хорошо».
То есть, хочу донести свою мысль, что если Вам вместе хорошо, то – почему бы не попробовать принять вашего парня таким каким он есть на самом деле, а не таким каким вы бы хотели его видеть. Что препятствует развитию доверия и ощущению спокойствия, что партнер будет действовать в ваших общих интересах?
В поиске ответов на эти вопросы могу высказать некоторые предположения.
1. Ощущение самоценности (самооценка). Ситуации в прошлом (в детсве) когда инициатива ребенка игнорировалась, уверенность в компетентности и ценности подрывалась, были предательства – могли сформировать негативную (заниженную) самооценку. Люди с заниженной самооценкой могут ощущать, что они недостаточно хороши для того, чтобы их любили. И соответственно ожидать предательства, подвоха. Эта проблема достаточно сложная и требует длительной проработки прошлого в работе с психологом.
2. Нарушение личных границ. Потребность контролировать любимого человека во всех мелочах может иссушать его инициативность, самостоятельность и является нарушением его личных границ. Считается, такое свойство как потребность контролировать связано с тем, что в детстве родители из благих побуждений во все старались проконтролировать ребенка. В результате такого стиля воспитания уже взрослому человеку стает сложно отличить где его личность, а где личность другого человека, где его желания, а где желания его родителей. И ощущения другой личности как независимой и самостоятельной очень слабые. В этом случае работа с психологом может быть направлена на развитие собственной автономии.
Предполагаю, что ваши жалобы могут быть связаны с названными выше двумя причинами. Если это так, то можно рекомендовать по этому поводу обратится к психологу. Однако, справится с указанными жалобами вам может помочь и некоторые психологические техники.
Во-первых, такие состояния (ревность) вызываться наличием двух идей: что ваш парень вам верен и (антагонистической идеей) что ваш партнер – не верен. Для того, чтобы остановить «приступ» подозрительности и тревоги нужно полностью отбросить одну из идей и придерживаться второй. Например, придерживаться что ваш парень вам верен и отбрасывать все другие идеи.
А для того чтобы эффективно «отбрасывать» конкурирующею идею необходимо научится переключать внимание на другой вид занятий. Например, с интеллектуального на физический труд. Также, хорошо переключения внимания использовать технику медитации, так как она еще и уменьшает тревогу. Для этого рекомендую освоить первые 7 уроков из книги А. Кристофа «Искусство и медитация».
Также, полезными для вас могут быть книги: Б. Уайнхолд «Освобождение от созависимости» в ней много пишется про автономию.
Э. Фромм «Быть или иметь» (Рекомендую пропустить вступление и начать с раздела 1). В ней немного обсуждается различие между потребностями «владеть» партнером и «любить».
Надеюсь, что смог помочь. С уважением Б.П.