Он бил мою маму, пил, но все равно я его любила. Чувство вины перед умершим отцом.

Вопрос психологу:
Уже прошло 40 дней как умер мой отец, меня мучает вина перед ним я не могу забыть о нем, думаю каждый день, я чувствую себя виновной в его смерти, я последнее время не общалась с ним и не знала что происходит с ним, но я не общалась из за того что он пить начал, мы давали ему шанс сняли квартиру, купили что нужно он начал работать и сорвался и начал пить, он умер дома один в квартире он хотел позвать на помощь когда стало ему плохо , его нашли с ключом в руке около двери, я теперь себя считаю виноватой в его смерти а если бы я знала что с ним происходит вдруг он бы мне сказал что его что то мучает и я бы помогла и этого не случилось. У нас с ним с самого детства были плохие отношения он бил мою маму, пил, но все равно я его любила по своему как то, он когда был трезвый он хорошим был человеком, он умный был начитанный, я любила слушать его рассказы, он хорошо рисовал как художник он мне рисунки на конкурсы в школу рисовал, но больше он тянулся не ко мне а к моему брату он младше меня на год, с ним они хорошо общались, теперь ни дня нет чтобы я ни думала о нем, я чувствую вину свою это не дает мне покоя.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Добрый день, Анастасия!
Примите мои искренние соболезнования по поводу смерти Вашего отца.
Терять близких, родных – это огромная боль, которая включается через нахлынувшие воспоминания про непроявленные вовремя чувства нежности и любви, невысказанные слова поддержки, не оказанную помощь из-за занятости, пустых бытовых мелочей или детских обид. Это горе, которое требует полного проживания. Негативные эмоции болезненны, но они очень важны сейчас для Вас, для исцеления и роста.
Вы испытываете сейчас целый шторм из разных чувств, которые могут быть даже взаимоисключающими, противоположными. Давайте вместе пройдём по этим чувствам. Приготовьте лист бумаги, ручку, записывайте всё, что посчитаете нужным, ответы на мои вопросы.
Вы испытываете чувство обиды на отца. За то, что пил, перестал быть для Вас героем, защитником, умным, начитанным, хорошим человеком, рассказчиком, художником, которым так хотела гордиться та самая маленькая девочка Настя, всегда живущая внутри Вас.
Вы чувствовали обиду на отца за собственную мать, когда её бил отец. Из лояльности к матери Вы могли эмоционально разделять её страдания, вставать рядом с ней, на её сторону против отца.
Вы чувствовали обиду из-за того, что отец больше тянулся к Вашему брату, а любой маленькой девочке так нужна любовь, забота, защита самого первого образа-мужчины – отца – чтобы потом быть счастливой взрослой женщиной, выбрать себе умного, любящего, заботливого мужа.
Вы испытываете чувство вины перед отцом за то, что недостаточно уделяли времени ему в последнее время, не оказались рядом в момент, когда ему требовалась помощь.
Давайте теперь обратимся к логике.
Ответы на мои вопросы, пожалуйста, записывайте развёрнуто. Из ответов получится текст, который Вам нужно будет потом прочитать целиком.
1) Могла ли маленькая девочка Настя влиять на отношения взрослых родителей, имела ли право вмешиваться в их отношения?
2) Могла ли девочка Настя не позволять отцу бить мать, имела ли физическую возможность вступиться?
3) Могла ли девочка Настя повлиять на интенсивность и направленность чувств своего отца, управлять его симпатиями, действиями в отношении других лиц?
4) Могли ли Вы управлять жизнью своего отца, когда стали взрослой, разрешать или запрещать ему пить, есть, перемещаться, общаться с другими людьми, имели ли такое право?
5) Осознавал ли Ваш отец, что его пьянство рано или поздно приведёт к ухудшению его здоровья?
6) Считаете ли Вы отца взрослым человеком, имевшим право распоряжаться своей жизнью по своему усмотрению?
7) Связана ли смерть Вашего отца с Вашими осознанными действиями, делали ли Вы что-то преднамеренно, что напрямую привело к его смерти?
8) Считаете ли Вы себя способной управлять продолжительностью жизни других людей по своему желанию: укорачивать или удлинять ее?
9) Могло ли Ваше личное присутствие рядом с отцом отменить его смерть?
10) Какие эмоции, чувства вызвала у Вас смерть отца? Выпишите их, не задумываясь. Считаете ли Вы какие-то из них "неправильными", которые запрещено испытывать к умершему (какие, почему запрещено)?
Смерть часто вызывает злость на умершего, обиду, вину перед ним, отчаяние, облегчение от того, что отношения теперь закончены навсегда. Некоторых из этих чувств люди стесняются, боятся, гонят от себя, тем самым загоняя их глубоко в бессознательное, а потом придётся работать с этим гораздо дольше.
Анастасия, это было тяжёлое событие Вашей жизни - потеря, которую нужно пережить, как бы тяжела она ни была.
Вы никаким образом не причастны к той судьбе, которую для себя выбрал когда-то Ваш отец.
Вы никаким образом не причастны к его смерти.
Вы не смогли бы его спасти, даже если бы были в тот момент рядом с ним, даже если бы отец находился в больнице, окружённый врачами.
Просто пришло его время, так бывает, как ни прискорбно.
В Вас сейчас говорят эмоции, осознание утраты связи с близким человеком, невозможности отдать что-то, что не решались отдать ему, получить то, в чём Вы нуждались всю жизнь – любовь и поддержку.
С точки зрения психологии именно сейчас Вы можете сделать всё, что столько времени не позволяли себе по разным причинам. Возможно даже то, что в личном контакте с отцом при его жизни у Вас бы это могло не получиться, поэтому смерть отца, как ни парадоксально, скорее поможет Вам избавиться от обиды и вины перед ним.
Анастасия, есть в открытом доступе много образцов техники горевания, исцеления горя «Письмо умершему родителю». Вы можете выбрать любой из текстов, который откликнется наиболее сильно.
Напишите письмо отцу (столько раз, сколько потребуется), выскажите ему всё, о чём хотели сказать при жизни и после смерти. Это поможет Вам сформулировать свои мысли о произошедшем, высвободить эмоции.
Поблагодарите отца за всё, попросите прощения, задавайте ему вопросы, пробуйте предположить, что бы он ответил Вам. Приходите на кладбище, говорите с отцом, расскажите о своих чувствах, о делах, о том, что с Вами сейчас происходит. Участвуйте в поминальных религиозных ритуалах, если Вы верующая.
И не слушайте советов из разряда "не плачь, отцу там от этого мокро", "держись, не показывай никому своих чувств" и т.д. Но не замыкайтесь в своём горевании.
Каждый человек оказывается перед лицом своего личного горя один на один, даже если трагедия коснулась многих. И ему кажется, что у всех остальных в мире всё хорошо, все радуются жизни и не понимают, какие душевные муки испытывает сейчас человек. Но если Вы поговорите с любым из этих "радующихся", то, к удивлению, узнаете, что практически каждый из них уже переживал подобную утрату.
В горе есть стадии, правильно проживая которые душа человека становится мудрее, учится ценить отношения, свой каждый день жизни и желание успевать делать добро для тех, кто рядом. Желаю Вам залечить раны души и оставить в памяти добрые воспоминания об отце.
С уважением,
Наталья
По вопросам индивидуального приёма - смотрите контакты в личном кабинете на этом сайте. Оставляйте письменную заявку на консультацию через Вотсап +7 (девять два пять) 525 0023, телеграм psycholog1909