Мужчина отдалился, хотя сделал предложение 3 года назад. Как "починить" отношения?

Вопрос психологу:
Добрый день! Начну немного издалека)
6 лет назад я жила в городе-миллионнике и на выходные приезжала к родителям в небольшой город за 100 км, где прошло мое детство. Там завязалось общение с молодым человеком, я приезжала, выходные мы проводили вместе, иногда приезжал ко мне он. Потом он ушел в армию, я дождалась. Вернулся, все было отлично, год еще провстречались в том же режиме и он сделал предложение (красивое очень, идеальное можно сказать). Я была рада, конечно же, согласилась. Но на вопросы планирования торжества, смены фамилии, да и вообще нюансов дальнейшей жизни получала уклончивые ответы «ну не так сразу все», «еще есть время» и тп. Спустя мучительные раздумья – решение далось нелегко, тк налаженная жизнь, знакомые любимые места, к которым я уже привыкла, друзья, круг общения, хобби, привычные развлечения, все это осталось там, за 100 км (100 км, конечно, не большое расстояние, но все равно не наездишься), я согласилась переехать к нему (он снял квартиру). Все-таки у меня удаленная работа, а у него привязана к месту, поэтому переехала я, нашла себе новые увлечения, занятия, опять же онлайн-обучение есть, кое-как адаптировалась. Потом в его семье случилось горе (смерть близкого родственника), я была все время рядом, но, естественно, вопрос о свадьбе отложился. Спустя год в разговоре «между делом» стало мелькать «куда жениться, надо ж сначала жилье, чтоб было, где жить». Мы купили квартиру. Потом прозвучало тогда уже ожидаемое «ну ремонт же надо завершить». Прошел год, как мы живем в своей квартире (купили вместе, 50-50). И как-то все уверенно катится к чертям… Общение сошло на нет, близости (никакой) нет уже больше полугода. Сначала списывала на усталость от ремонта, нервотрепка ведь та еще). Но и сейчас моя инициатива рубится на корню в этом плане. Попытки поговорить тоже ни к чему не приводят – я как в режиме радио говорю со стеной, в ответ «я не знаю». В итоге вроде бы договорились, что, если плохое настроение, он просто говорит мне об этом (в любой форме), я не трогаю его какое-то время, пока все не наладится (делиться ничем он не хочет, я и не спрашиваю. Говорила, как-то, что мне не все равно, что у него происходит, но это ничего не изменило). В итоге теперь, когда я его не трогаю, стараюсь оставить одного, это воспринимается, как манипуляция «молчанкой». «Если ты обиделась – говори». Но я сейчас не обижалась, ты же сам хотел побыть один! В то же время, если меня что-то обидело, я говорю, и получаю в ответ смех и «и ты из-за этого пенишься? Хаха». Объясняла, что это не «хаха» для меня, что это важно. Однако, воспринимается это как «ой, вам женщинам лишь бы докопаться».
Недавно обсуждая общую знакомую, зашел вопрос, замужем ли она. Я ответила «да, как и я» (имея в виду, что ей 3 года назад сделали предложение, но дальше так ничего и не изменилось). На что получила: «а ты замужем? Я не знаю». Мне добавить было нечего, обидно, конечно, живем вроде как семьей, а потом слышать от «мужа» вопрос, замужем ли я, он ведь не в курсе. Я никогда не стремилась к замужеству как самоцели, для меня это был просто логичный этап в развитии отношений. Никаких «выйти замуж любой ценой» мне не нужно, да уже и никаких пиршеств тоже, осталось просто непонимание, зачем предлагал вообще? или передумал? так чего не разойтись тогда? Знает ведь, что он свободен я держать и закатывать сцены не буду, это не в моем характере.
Последняя неделя добила окончательно, тк каждый взгляд, каждое действие просто кричит «как же ты меня бесишь», а я не могу понять, чем же я так раздражаю, за эту неделю не происходило каких-либо ярких событий. Все текло своим чередом. Я решила поговорить, спросила, не хочет ли он обсудить, что происходит, все ли у нас нормально. «Не знаю». На этом разговор закончился, так и не начавшись по сути. На следующий день сообщил, что готов ответить на тот вопрос в течение месяца, как разберется со своими мыслями. А что делать этот месяц? – «не знаю». Думала, может, появился кто, влюбился, говорит – нет.
А я все думаю, вечной невестой ходить, которой «обещали, но так и не женились», обидно и больно. Детей нет, а врачи говорят уже «пора бы», понятно, что это не по расписанию происходит, но и разговоров об этом даже нет. Только абстрактное «когда-нибудь, в будущем». Время то уходит…
Вот так и получается третий год на качелях каких-то. То заботливый, любящий, внимательный, в тяжелый момент рядом, то вот такие «сюрпризы», как чужой человек, на ровном месте (на ровном для меня - потому, что я не знаю, что у него происходит за пределами дома, а он не делится).
Стараюсь всегда прежде чем обижаться, злиться и тп сначала подумать «а почему человек так поступил, какие у него были на то причины?». Но тут уже все аргументы иссякли, я окончательно потерялась и не понимаю, что происходит. Чувствую, что любит, но вот в такие моменты начинаю сомневаться, а не придумала ли я сама себе все это. Может, я себя накручиваю? Надо быть терпеливее, мягче? Относиться ко всему проще? Как распутать этот клубок вообще, с чего начать…
Автор вопроса: Анжелика Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Гуреева Анастасия Олеговна.
Добрый день, Анжелика!
Из описанной Вами ситуации следует, что у Вас было хорошее общение с молодым человеком, итогом которого было предложение замужества, однако сразу были уклончивые ответы на все подробности дальнейшего брака и жизни.
То, что Вы описали далее, звучит как будто Ваш молодой человек только ищет различные оправдания: "ещё есть время", "надо жилье", "ремонт завершить". И когда закончились оправдания и причины, чтобы не вступать в брак - вы отдалились друг от друга на всех уровнях взаимоотношений.
Также, судя по описанию, у вас нет доверительных отношений, разговоров ("не знаю, что у него происходит за пределами дома, а он не делится"). То есть, Вы сами готовы, хотите поговорить, а вот он - совсем нет.
Также я вижу противоречие в Ваших словах: сначала "каждый взгляд, каждое действие просто кричит "как же ты меня бесишь" ", а потом "чувствую, что любит".
Если человек любит, то это будет видно по его отношению к другому во всем: в словах, действиях, взглядах. Подумайте: что Ваш молодой человек действительно делает для Вас, как ухаживает и заботится?
Сейчас Вы живёте как сожители. Да, молодой человек сделал предложение, но что тогда, что сейчас - он не знал, что делать дальше. И сейчас он даже не знает, хочет ли вообще обсуждать с Вами ваши отношения.
Подумайте: к чему вообще такие отношения могут привести, если всё будет как сейчас? Готовы ли Вы ждать каких-то изменений с его стороны?
В отношениях не хватает доверия, разговоров, близости. И, если только ждать, когда молодой человек "созреет", решится - это будет вечным ожиданием, пройдёт много времени, но не факт, что будут изменения.
Возможно ли такое, что молодой человек остыл и не испытывает тех чувств, что были раньше, и просто не решается сказать об этом, или не знает как? Возможно ли, что он сам ждёт, когда Вам это всё надоест и Вы уйдёте? Может Вы сами не хотите чего-то замечать?
Молодой человек как будто специально ищет причины, чтобы с Вами поругаться, высказать какие-то упреки и потом считает, что это Вы сами обижаетесь и "докапываетесь" до него.
Отношения зависят от двух людей. И если Вы хотите, а Ваш партнёр нет - это проблема, ведь держаться только на одном человеке отношения не могут. И если Ваш молодой человек всё-таки будет готов продолжать отношения, стараться для них, что-то делать, тогда можно будет налаживать отношения: обсуждать проблемы и сложности, найти общие интересы, вернуть доверие и близость.
Если сейчас, на данном этапе, Вы сами хотите поговорить с ним и высказаться - стоит это сделать. Всё начинается с разговоров, продолжается действиями.
Подумайте: как Вы сами относитесь к молодому человеку? Готовы ли провести с ним всю жизнь или, возможно, Ваши истинные желания изменились за это время? Хотите ли и дальше терпеть и ждать от него шагов, находиться на эмоциональных качелях? Это действительно то, что Вы хотите от отношений и близкого человека по отношению к Вам?
С уважением, Анастасия