Постоянно чувствую себя виноватой.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Как избавится от чувства вины? Не произошло никакой конкретной ситуации из-за которой мне стыдно. Но я почему-то считаю себя виноватой вообще во всем. Сама себе притягивают за уши всякую ерунду и стыдно. Допустим, вчера коллега написала с психу заявление на увольнение, я себя накручиваю, что вот если бы я с утра по работе с ней не приперлась, она бы не психанула и даже то что с этой коллегой-то я поговорила и она меня заверила в том, что я вообще тут не причём и относится она ко мне хорошо, все равно не успокаивает. Может я и путаю, может это и не чувство вины, я не понимаю, но стыдно вечно. И так постоянно, у родителей отопление отключили на 3 часа стыдно, что не могу телепортироваться с обогревателем. Новый год я прям хотела отмечать с родителями, уехала от молодого человека и весь вечер было стыдно, что я не с ним. А в прошлом году, будучи с ним всю ночь думала, что надо было к родителям уехать. Соседка попросила с собакой погулять, я не смогла из-за работы и стыдно перед ней. Куплю киндер яйцо- стыдно, что деньги просто так выкинула. Сама с собой разговариваю, понимаю, что я сама работаю, сама зарабатываю могу тратить свои деньги хоть на что и все равно стыдно, даже если игрушка в киндере клёвая. А больше всего бесит, что часто мне кажется, что я преувеличиваю значимость свою и за это тоже самой перед собой противно, вот как в ситуации с коллегой, мне хватает мозгов понимать, что я там мизинчиком левой ноги засветилась, но все равно кажется, что вот если бы не я так бы не было. Я вот когда маленькая была, мне старшая сестра, говорила, что в 91 году СССР развалился из-за того, что я родилась. Я очень помню, что я всегда понимала, что сестра просто издевается и шутит, но мне все равно было стыдно, за то что СССР развалился.
Автор вопроса: Тоня Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Данилова Дарья Аркадьевна.
Здравствуйте! В первую очередь давайте разберёмся, что именно вы испытываете, ведь чувство вины и чувство стыда - не одно и то же.
Вина - когда вы считаете, что сделали что-то плохое кому-то.
Стыд - направлен на себя (я плохой человек).
Следующим шагом нам нужно разобраться с Вашими неадаптивными убеждениями. Я полагаю, что Вы привыкли считать себя во всём виноватой и это стало работать на автомате, приходя в виде автоматических мыслей. Автоматические мысли - это Ваши мгновенные оценочные суждения, возникающие как реакция на определенные события. Они воспринимаются как истина, но не являются таковыми. Предлагаю Вам поработать с ними. Данное упражнение подойдёт и для работы с чувством стыда.
Для начала сделайте три колонки:
"ситуация" - опишите ситуацию;
"чувство" - запишите чувство, которое за ней последовало;
и, наконец, "автоматическая мысль" - которая пришла Вам в голову в тот момент.
Далее проверьте свою АМ на достоверность. Верно ли это суждение? Какие альтернативные варианты Вы можете ему противопоставить? Добавьте колонку "альтернативные суждения", запишите в неё получившиеся варианты. Оцените, которая из мыслей более подходит к данной ситуации.
Например: (С) на меня накричал начальник, когда я уточняла детали по работе; (Ч) вина; (АМ) я испортила ему настроение; (АС) я не несу ответственность за эмоциональные реакции других людей, я всего лишь хотела более четко выполнить, поставленную мне, задачу.
Допустим, Вы смогли заменить неадаптивную мысль на адаптивную, но чувство вины всё еще не оставляет Вас. Вернитесь к АМ, пропишите все "ЗА" и все "ПРОТИВ" этой мысли. Оцените результат. Так ли Вы виноваты на самом деле?
Данное упражнение нужно проделывать с каждой из Ваших АМ до тех пор, пока не произойдёт модификация убеждений. Вы привыкли постоянно считать себя виноватой, поэтому понадобится провести определенную работу, чтобы привыкнуть мыслить иначе. Выделите себе 20-30 минут в день на выполнение этого упражнения и у Вас обязательно всё получится. Удачи Вам!