Завидую родным или близким людям. Друзьям.

Вопрос психологу:
Иногда возникает зависть к родным или близким людям. Друзьям. Но возникает вспышкой. То есть например моя подруга поехала с сыном в отпуск. У меня вспышка какая-то зависти. Потому что видимо я в это время батрачу и не могу себе позволить. Или друг купил хорошую вещь или машину - вспышка зависти.
Но потом это проходит. Я радуюсь и общаюсь с этими людьми. Общаюсь об их вещи или желаю хорошо отдохнуть в отпуске.
Почему это со мной?
Я бывает завидую другим из-за того, что у меня этого нет. Я вроде бы могу позволить но не могу одновременно тк надо работать на кредит. И тд. В эти моменты это чувство меня разрушает. А если я вижу, что например, знакомый купил машину но не очень хорошую - а я типа понимаю в них толк - зависть проходит. Я вроде как успокаиваюсь. Типа нечему завидовать. И это чувство идёт со мной по жизни. Бывает так, что если я заимею что-то дорогое и яркое - например автомобиль хорошей марки, то зависть проходит. Как будто какой-то червяк внутри успокаивается. Я не завидую при этом очень богатым людям которые имеют что-то ещё дороже. Вся зависть в пределах своего уровня социума.
Автор вопроса: Виталий Возраст: 43

На вопрос отвечает психолог Штолленверк Анна Романовна.
Виталий, здравствуйте!
Правильно ли я понимаю, что чувства зависти вам знакомо уже давно? В личной беседе с вами, мы бы, конечно, выяснили, кто в детстве вас постоянно сравнивал и обращал внимание на то, что есть у других, поскольку большинство наших дисфункциональных когниций берут свое начало в семье, в раннем детстве. Я не буду сейчас задать на кофейной гущи, предполагая, как вас воспитывали родители и почему у вас сложилось неудовлетворенность и постоянное сравнение себя с другими.
Давайте рассмотрим, что такое зависть.
Зависть, в одной стороны, направлена во вне, мы хотим получить качества, успех, предметы роскоши, одежды , которые имеют другие.
С другой стороны, зависть связана с собственной ущербностью. Человеку недостаточно того, что он имеет, он не может получать в полной мере удовлетворение и радость от себя и своей собственной жизни. Завидовать можно не только каким-то выдающимся достижениям и достоинствам, а просто обычным вещам.
Завистливым людям не хватает уверенности в себе, их мучает чувство обделенности, их выводит то, что лежит во вне и не поддается их контролю.
Вспомним свое детство, нас постоянно кто-то контролировал, родители, заставляли делать уроки, убирать комнату, заниматься спортом и приносить домой награды, учителя в школе и преподаватели, затем начальник на работе. Когда внешнего контроля было слишком много у человека складывается ощущение, что у него нет выбора, что он загнан в какие-то рамки, проживает не свою жизнь. Внутренний голос (чей он, на самом дела вопрос, мамы, отца?) не разрешает нам сделать что-то, позволить себе купить что-то, поехать куда-то. Человек завидует тем, кто, как ему кажется, наделен такой свободой, а потом он испытывает чувство вины за недостойные чувства.
Чтобы минимизировать возникновение чувства зависти, нужно постараться сконцентрироваться на своем внутреннем мире, своей самореализации, принять свои достоинства и свою ценность.
Вспомните три или пять эпизодов зависти в вашем детстве, чему/кому вы завидовали, какие потребности были не удовлетворены. Поразмышляйте над этим. Были ли случаи, когда завидовали вам? Чему бы вы позавидовали себе 10 лет назад, себе сегодняшнему?
Надеюсь, смогла ответить на ваш вопрос!
Желаю вам обрести внутренний баланс и гармонию с собой!
С уважением,
Анна Штолленверк