Я мама 2-летнего ребенка. Эмоциональное выгорание.

Вопрос психологу:
У меня ребенок 2 года, помощников у меня нет, поэтому круглосуточно я с ребенком одна. Он даже 5 минут не может поиграть сам мне все время пока он бодрствует приходится его развлекать. Я очень от этого устала. Мне хочется делать хоть какие -то "взрослые" дела вместе с ребенком, а не так как у нас -13 часов в сутки я играю с ним, а потом когда он спит, делаю все дела по дому.. в результате не высыпаюсь. В детсад у нас не получилось адаптироваться, т.к он полностью на мне зациклен, меня очень пугает, то что у него нет никакого интереса к самостоятельному познанию мира, т.е он не пакостит, не залазит в какие-то запрещенные места, он висит на мне целыми днями. Мне кажется диким, что когда-то я могла читать книги, вышивать, вязать. Сейчас максимум что я могу себе позволить-это помыться и то когда он спит. Муж у меня есть, но он работает на 2 работах без выходных и даже в те редкие вечера, когда он приходит домой пораньше, ему не удается оторвать от меня ребенка. Последний раз я выходила без ребенка 8 месяцев назад. Мне кажется, что уже никогда не смогу ходить в туалет одна. Я очень люблю своего сына и мне не хочется сплавлять его на нянь или детские сады, но я не знаю как научить его быть рядом со мной, а не на мне. Когда он был младше, я жила надеждой, что вот сядет и будет играть в игрушки, пойдет - и тогда точно исследовательский интерес возьмет верх, а теперь понимаю что нужна квалифицированная помощь, потому что я явно делаю что-то не так, а тянуть дальше я больше уже не могу..
Автор вопроса: Наталья Возраст: 33

На вопрос отвечает психолог Мерцалова Наталия Николаевна.
Здравствуйте, Наталья!
Во-первых, я поздравляю Вас с гордым званием МАМА! К сожалению, не всем доступно счастье материнства в наше время сверхперегрузок.
Во-вторых, рада, что рост и развитие Вашего малыша, судя по Вашему письму, происходит благополучно! У Вас растет послушный ребенок: «не пакостит, не залазит в какие-то запрещенные места». Скорее всего, Вам удалось научить его понимать слово «нельзя», что очень важно и что не всем удается, между прочим. Значит, Вы все же многое делаете так, как надо! И Вам есть за что себя похвалить!
В-третьих, прекрасно, что Вы стараетесь преодолевать трудности, искать способы их решения.
Вы находитесь в ситуации привязанности ребенка к матери, которая считается нормой примерно до трех лет. Конечно, если это не относится к навязчивой привязанности.
Я думаю, что в Ваших обстоятельствах такая взаимосвязь между Вами и ребенком – логическое последствие Вашего быта. Вы же постоянно вдвоем с ребенком! Вы пишете о том, что у Вас нет помощников, и муж «работает на 2 работах без выходных». Малыш почти не видит никого, кроме Вас, поэтому отцу и «не удается оторвать» ребенка от Вас.
В два года у ребенка велико чувство страха быть покинутым мамой, вызывающее тревогу, беспокойство, слезы. Таким образом ребёнок демонстрирует, что боится, ищет у вас защиты и подтверждения любви. Это возрастное. Это проходит. Видели Вы когда-нибудь десятилетнего ребенка, сидящего на руках у мамы? Каждому возрасту свойственны свои особенности. Конечно, лучше не пускать ситуацию на самотек и корректировать сразу.
Что можно посоветовать? Набраться терпения. Не ждать БЫСТРЫХ результатов! Все должно быть спокойно. Желательно ПОСТЕПЕННО приучать ребенка к Вашему отсутствию. Но он должен знать, что Вы обязательно вернетесь.
- В то время, когда отец ребенка дома, приучайте малыша к играм с ним. Сначала в Вашем присутствии. Можно держать ребенка на своих коленях, а играть с ним будет папа. Потом поменяйтесь местами: у папы на руках ребенок играет с Вами. Потом постепенно увеличивайте количество времени в тактильном контакте с отцом, а сами можете понемногу отстраняться, находиться просто рядом – в зоне видимости ребенка. Чего Вам сильно не хватает? Достаньте пряжу, спицы! Сидите рядом с ребенком и мужем, пока они играют, и вяжите. Пусть сначала будет удаваться по чуть-чуть не подолгу, но ребенок привыкнет к данным предметам в маминых руках, поймет, что мама чем-то занимается, но никуда не делась, и ему все равно хорошо и спокойно.
- Старайтесь гулять с малышом в людных местах. Найдите детские площадки с такими же мамами и детьми, как вы. Сначала, возможно, ребенок не пойдет на контакт, так и будет «висеть» на Вас. Не страшно! Дайте ему привыкнуть. Помните, что Ваша задача маленькими шажками приучать ребенка к социуму, показывать ему, что есть другие люди, с которыми может быть интересно проводить время. Но мама рядом!
- Вы играли с малышом прячась за ладошками и произнося «ку-ку»? У малышей до года часто такая игра вызывает восторг. Если вы в нее играли, то она должна вызвать положительные эмоции и в два года, если нет, то вызовет заинтересованность в чем-то новом. Сначала прячьтесь за ладошками, потом за книжкой, потом за платочком, потом за более объемным предметом, отдаляйтесь потихоньку, но так, чтобы малыш понимал, что Вы исчезли ненадолго. Давайте прятаться и ему, чтоб он сам учился от Вас отделяться. Потом потихоньку договоритесь, что Вы спрячетесь за дверью, а он Вас найдет и наоборот. Пусть поищут Вас вместе с папой. Обязательно быстро возвращайтесь. Чтобы ребенок знал, что мама ВСЕГДА возвращается. Потихоньку увеличивайте время своего отсутствия. Если вы вдвоем, то предложите ему чем-то заняться, например, поиграть с любимой игрушкой.
Поощряйте малыша, когда вам удается договориться, когда игры происходят успешно, когда он дает Вам заняться любимым делом. Похвалите его, поиграйте в его любимую игру, угостите его любимым лакомством – чередуйте, разнообразьте поощрения.
Помните, что все, что умеют взрослые, не пришло к ним просто так. Мы всегда всему учимся! Помните, что знания, умения и навыки маленькие дети получают в игре. Учите своего малыша справляться с отсутствием мамы в играх. И поверьте, Вы получите желаемый результат.
А еще помните, что Вы не перестанете быть хорошей мамой, если оставите на какое-то время ребенка с кем-то кроме Вас или отца! Почему вы решили, что оставить ребенка с няней или в детском саду достойно только слова «сплавлять»? Подумайте хорошенько, не это ли Ваше неосознанное убеждение способствует такой сильной привязанности ребенка к Вам? Вы имеете право на внимание к себе, на отдых от домашних дел, на возможность побыть с собой наедине! Разрешите себе это! Если Вы можете позволить себе периодически привлекать няню, то в этом только плюс. Вы будете учить ребенка взаимодействовать с окружающим миром. На детской площадке и в саду малыши приучаются к правилам общежития, к правилам поведения в социуме, умению общаться со сверстниками, получать жизненный опыт и готовиться к более серьезному шагу – к школе. Помогите ему в этом!
Верю, у Вас все получится!
С уважением, Наталия Мерцалова.