Ребенок 2 лет боится ходить в гости.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Есть такая проблема. Ребенку 1,11 месяцев, с характером, но в целом очень общительная, и не стеснительная дома и на улице. Без проблем играет с детками на площадке, может подойти сама знакомиться. Но поход в некоторые места просто караул. Началось внезапно, в 1,9. Не любит к педиатру ходить, причем сама поликлиника не пугает, ведет себя расковано, бесится, а только заходим в кабинет, хватается за дверь и орет дурниной, слезы градом, ничем и никак не успокоить, вообще. В итоге так и не может попасть на прием, так и не можем зайти туда. Не знаю, что ее пугает. Разговоры, уговоры не помогают. Тоже самое началось с визитами к родне. Ор и протест начинается у двери, падает на пол, и пытается сбежать, когда разденем ее, то хватает свою обувь и бежит к двери, всем своим видом показывая недовольство. Немного посидеть соглашается, но потом хватает мою сумку, свою одежду и к двери. Я не знаю, что с этим делать и как реагировать. Ходим в гости не часто, только к бабушкам нашим. Они обижаются, и на это поведение говорят, что ребенок дикий, мы в этом виноваты, разбаловали, позволяем себя так вести, и все в этом духе. До слез обидно слышать это. Муж говорит нужно ходить чаще в гости, я бы и не против, но жаль мучить ребенка, когда она с таким отчаянием смотрит на меня, у меня сердце разрывается, и что еще больнее это слышать, что в таком поведении виноваты именно мы, родители. Как правильно реагировать на такое поведение ребенка, я понимаю, что это просто временный период, у нас уже все так же было, в период с 8 месяцев и где-то до года, ну тогда она не убегала конечно, а просто плакала. Мы просто перестали ходить в гости и все само прошло. Не знаю, что сейчас такое опять. И как вести себя в ответ на эти обвинения, что мы виноваты, совершенно теряюсь, виноватой не чувствую, просто очень больно и обидно. Больше даже за ребенка, чем за себя.
Автор вопроса: Алина Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Эльвира.
Здравствуйте, Алина!
Описанная Вами ситуация, в принципе, может быть характерна для деток этого возраста. Примерно начиная от 1,5 до 2 лет начинается активная фаза сепарации-индивидуации. Ребеночек становится более самостоятельным, начинает активно познавать мир, стремится к этому. Может физически отдалиться от мамы на приличное расстояние, радоваться собственным успехам, сильно возмущаться когда делают не так, как хочется ему. Но, в то же время, мама всегда должна находиться в видимости и доступности, так как ребенок может так же внезапно испугаться, устать, захотеть к маме. Проще говоря, необходимо находить золотую середину между сепарацией ребенка и его возможностью в любой момент получить поддержку от мамы. То есть давать достаточно свободы для познания и при этом быть надежным тылом. Это такая вот особенность данного возраста. Общение со сверстниками становится актуальным примерно начиная с трёх лет.
Алина, подумайте, а как у Вас происходит? Достаточно ли ребенок получает возможность сепарироваться, самостоятельно познавая мир? Не вызывает ли это сильной тревоги лично у Вас? Так как дети очень хорошо считывают состояние матери. И на сколько лично для Вас приятно и хочется ходить в гости? Подумайте пожалуйста.
Так же, возможен вариант, что девочке просто неинтересно в гостях. Возможно, стоит захватить с собой игрушки, придумать соответствующие возрасту развлечения.
Так же, из рассказа не совсем понятно приходят ли те же бабушки к Вам в гости и как ведет себя ребенок в этих условиях? Точно так же нервничает или остается спокойной? Если спокойной то, могу предположить, что ее пока просто пугает незнакомая/малознакомая обстановка.
На счет врачей, их многие детки опасаются из-за неприятных манипуляций и стеснения их движений и свобод.
Так же, конечно, не лишней была бы информация о том, как проходила беременность и роды, были ли осложнения и так далее. Это всё должно учитываться.
Каждый ребенок очень индивидуален, потому мама должна присматриваться, учитывать особенности своего чада, прислушиваться к себе. Не нужно сравнивать ребенка с другими, а лишь только с ним самим, уважительно относиться к желаниям своего крохи, ведь это еще хоть и маленький, но уже Человек, со своими особенностями, темпераментом и потребностями. Возможно, пройдет совсем немного времени и дочка с удовольствием будет ходить в гости. Здесь, прежде всего, важно состояние Ваше и ребенка, его возможности, а уже потом желания бабушек, которые могут войти в положение и попытаться максимально помочь ребенку привыкнуть и адаптироваться.
Алина, терпения Вам, выдержки и неиссякаемого потока любви и тепла на этом прекрасном пути под названием Материнство.
Ваш психолог, Эльвира Хабусева.