Начала подозревать у себе депрессию после родов, как быть?

Вопрос психологу:
На самом деле, подобное апатическое и суицидальное состояние меня накрывало ещё до беременности. Думаю, началось всё в подростковом возрасте, когда меня травили в школе. Во время учёбы в училище, вроде как, было легче. Но стало накрывать опять в институте и когда встретилась со своим будущим мужем. Любое замечание преподавателей, родителей, мужа, любой неуспех, неудача, трудность - и начинают возникать картинки: как я попадаю в аварию, режу вены в ванне, глотаю таблетки, прыгаю с крыши. Как меня находят, что говорят. Ещё хуже стало после выкидыша и увольнения (я тогда начала работать). Забеременела случайно, уже замужем. Долго молчала, только пошла на работу. Ребёнок был ни к чему. Пила отвар лавровых листьев, принимала горячую ванну, качала пресс. Не получилось, сообщила мужу о беременности. Он обрадовался, я решила встать на учёт. Но за неделю до приёма пошла кровь. Я всех убеждала, что это нормально, мне всё равно к врачу, у него и спрошу всё. А сама знала, что происходит, и хотела умереть вместе с этим ребёнком, чувствовала вину и отвращение к себе, как к убийце. Когда начались боли, муж не выдержал и вызвал скорую. Конечно, меня там ругали, помню, что улыбалась, как дура, когда врач пошутила, что у меня "супер-желанный ребёнок" был. До сих пор в холод бросает от этого момента. После этого не стала искать работу, а сразу начала планировать ребёнка. Чтобы как-то заполнить эту пустоту и загладить вину перед убитым нерожденным. Никому не говорила, что по моей вине плод погиб, скверно чувствовала себя, когда жалели. Когда я забеременела, то моей бабушке нужно было по семейным обстоятельствам жить в нашей квартире. Это, по сути, её квартира. Нам пришлось жить у моих родителей. И тут опять всё началось. Меня очень бесил мой папа. Своими тупыми разговорами, чавканьем, мытьём ног по вечерам. Смешно, но меня это просто выводит из себя. Муж пропадал на работе сутками. В доме родителей нет никаких условий: ни душа, ни бани, ни тёплого туалета. Говорю мужу снимать квартиру, не хочет, копит на дом. Плакала и истерила каждый день, начала материться на папу. Хотелось умереть в родах, но сына оставить в живых. После кесарева сечения ревновала всех к сыну. Опять бесили условия жизни и бестолковые советы папы. Он смеялся, когда я плакала над кричащим сыном. Начала сильно болеть нога. Муж всё таки снял квартиру, но ухаживать за сыном невыносимо больно. Терапевт назначила таблетки и мазь на неделю, пока пользуюсь, но не помогает. Муж весь день на работе, рано уходит и поздно приходит. Недавно узнала от мужа, что мой папа изменяет маме. Прямо в доме. Теперь даже видеть его не могу, противно. Маме сообщила, она не верит, не доверяет моему мужу. Ещё не успеваю дописать диссертацию, а скоро уже защита, учусь заочно. Иногда злюсь, когда сын кричит, но сейчас стараюсь держать себя в руках, ведь он ни в чем не виноват. Иногда хочется отрезать себе больную ногу, ну и что-то ещё с собой сделать. На днях начала гуглить про рак кости и мечтать, чтобы его обнаружили у меня. Мама постоянно говорит, чего ты там накручиваешь, радуйся, вон какой сынок замечательный. Я только ему и радуюсь, больше радоваться нечему. Я, наверно, эгоист, что даже не думаю о том, как он без меня будет. В принципе, о нем есть кому позаботиться, хоть муж на него побольше внимания обратит. В общем, как-то так.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Гришугина Наталья Анатольевна.
Анастасия здравствуйте. Я искренне сочувствую Вам.. И если сразу и прямо ответить на главный вопрос Вашего письма «как быть?», то лучшее, что Вы могли бы сделать, это найти возможность обратиться к психотерапевту (врачу) лично или онлайн. После качественной диагностики, врач сможет назначить подходящие препараты + психотерапия. Так как помимо прерванной беременности и послеродовой депрессии, из Вашего письма заметны и другие важные вопросы, требующие решения и помощи специалиста. Телефоны доверия, линии кризисной помощи - могут быть вариантом скорой помощи ВОВРЕМЯ.
Здесь же, в формате письменной консультации, мы обсудим некоторые мысли из Вашего письма и обозначим направление для самостоятельной работы.
«..апатическое и суицидальное состояние меня накрывало ещё до..». Анастасия, одной из причин такого состояния, может быть хроническое отсутствие поддержки значимых людей. Отсутствие качественного контакта с ними, оттого и не сложился контакт с собой. Если и было одобрение/похвала, то только в случае успеха. Отчасти поэтому, любое замечание, трудность, стимулируют появление картинок, о которых Вы пишите. Как это исправить? Сначала стоит наладить контакт с собой.
НАЧНИТЕ ЗАМЕЧАТЬ себя, свои чувства. И не подавлять их, а проживать до наступления облегчения и освобождения.. Вот пример возможного, внутреннего диалога: когда я вспоминаю о случившемся (прерванная беременность), мне очень тяжело… я чувствую.. (назовите свои чувства). Я понимаю, что тогда, мне казалось это единственно верным решением.. А сейчас, испытывая… (что?), я сожалею о своем решении.. очень.. Но все люди ошибаются.. ошибки никто не планирует, тем не менее, они - неизбежны. Понимая это, я признаю свою свое право на ошибку.. как обычный человек.. Я разрешаю себе испытать разочарование/боль от совершенной ошибки.. Но как-бы я ни ошибалась, у меня есть возможность ПОДДЕРЖИВАТЬ себя и даже прощать.. это непривычно для меня и немного странно, но я хочу попробовать утешить себя как любящий, понимающий человек бы это сделал.. (Анастасия, подберите для себя слова утешения и поддержки). Продолжайте свой внутренний диалог до наступления облегчения.
Когда Вы злитесь: Я злюсь потому что… мои чувства адекватны ситуации.. но как сейчас я могу поддержать себя? Что я могу сделать для себя, чтобы смягчить свою реакцию? Может мне прямо попросить о помощи? Если есть возможность, пройтись 20-30 минут или если хочется, прилечь на полчаса. Суть в том, чтобы прислушиваться к себе и заботиться о своем состоянии - эмоциональном и физическом. Восстанавливая силы таким образом, Вы сможете стать стабильнее психологически и испытывать больше радости от материнства.
Практикуйте это каждый день. Начните замечать свои сильные стороны. Проявлять уважение к своей личности. Так Вы приблизитесь к себе, усилите контакт с собой, потом легче будет и с мужем и с родителями его улучшить.
Еще, было бы полезным для эмоционального состояния, наУЧИТЬСЯ СОСРЕДОТАЧИВАТЬСЯ на том хорошем, что у Вас уже есть: родился здоровый сын. У вас полная семья и ваши отношения МОЖНО постоянно улучшать, спокойно и откровенно разговаривая. И пусть жилищные условия не самые удобные, но они есть и есть перспектива их улучшить, Ваш муж для этого работает. Несмотря на декретный отпуск, Вам удается иногда переключаться и на диссертацию (поверьте не всем это удается). Даже если Вы пойдете на ее защиту позднее чем планировали, в принципе есть возможность защититься и получить документ об этом и степень. И так далее.
Помните, что хотя успехи радуют и вызывают гордость, Ваша ценность как личности НЕ ЗАВИСИТ от них. Вы - ЧЕЛОВЕК, единственный и уникальный в своем роде, который может ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою жизнь и изменения в ней. Рассмотрите свое ВНУТРЕННЕЕ естество и испытайте за него глубокую БЛАГОДАРНОСТЬ.. Это понимание и состояние, безусловно могут стать отличным ресурсом в процессе выхода из депрессивного состояния. Чего Вам искренне желаю!
Вопросы, консультации возможны через скайп: studia izmeneni, email: [email protected], а также через воцап, Вайбер и другие мессенджеры по договоренности.
С уважением, Наталия Гришугина