Почему мне неприятна тема родов?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста , почему неприятна тема родов, любых и человеческих и звериных, вот прям выворачивает, нет никакого умиления, только отвращение, отчего так может быть и как с этим работать? Может ли быть оттого, что мама трудно меня рожала и часто мне рассказывала, как всё происходило? Не могу принять тот факт, что возможно когда-нибудь сама рожу, что не так со мной? Я не скажу, что я ненавижу детей, отношусь к ним нейтрально, некоторые из них бывают мне милы. В детстве напротив много играла в дочки матери, мне нравилась эта тема. Есть младшая сестра, её очень люблю, когда мама была ей беременна, слушала живот и с радостью ожидала её появления. Ну вот что могло так исказиться во мне со временем, что чувствую, как отсекаю все эти мысли и тем более разговоры по этой теме. Меня даже выводят из себя подруги, начинающие рассказывать мне о своих чадах. У меня такое чувство возникает, будто все эти сопли, какашки прям кладут мне на обеденный стол. Прошу ответить, это очень важно для меня. Спасибо
Автор вопроса: Ирина Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Ирина, здравствуйте!
Причин у того отношения, восприятия темы родов, которое Вы описываете, конечно, может быть много.
Отчасти Вы правы: на то, как формируется восприятие человеком окружающего мира, влияет процесс родов, и на эту тему есть ряд исследований. Нам кажется, что психика младенца настолько незрела, ребёнок настолько мал в первые месяцы жизни (и тем более в период внутриутробного развития), что чувствовать, помнить, испытывать страх он не может - просто нечем.
Но факт остаётся фактом - какие-то неясные ощущения-воспоминания всё же периодически всплывают в памяти взрослых людей, особенно в моменты, связанные с повторением аналогичной ситуации в более позднем возрасте.
Тяжёлыми роды бывают не только для рожающей женщины, но и для ребёнка. В этот момент тяга к жизни тесно сплетается со страхом смерти. Что чувствует в этот момент ребёнок, проходя по родовым путям, можно только смутно догадываться.
Мозг и психика ребёнка действительно в то время незрелые, не могут сравниться по степени осознанности с мышлением взрослого человека. Но, тем не менее, на уровне бессознательных страхов, телесных ощущений и реакций всё, что происходит с новорожденным во время родов, может проецироваться и воспроизводиться в виде страхов, психосоматики и во взрослом возрасте.
Ведь как объяснить тот факт, что человек, который уже уверенно и привычно опирается на логику, разум, опыт, «вдруг» начинает сталкиваться с тем, чего в его личном осознанном опыте, по его представлениям, быть не могло. Словно некий иррациональный фантом появляется ниоткуда и вмешивается в понятное, привычное и логичное течение обыденной жизни.
Этот страх схож с любыми другими страхами по своему происхождению, способам проявления. Только источник у каждого вида страха свой.
Если роды Вашей матери были тяжёлыми, то наверняка во время родов досталось и Вам, просто Вы это ну очень плохо помните, к счастью.
У всех страхов есть некая первопричина, стартовое событие, которое впервые запустило неприятную реакцию организма на неприятную окружающую ситуацию. Ваш организм тогда, во время родов, смог пережить ту травмирующую ситуацию, хоть по ощущениям находился где-то на грани между жизнью и смертью, и очень хорошо запомнил ту напряжённую атмосферу не столько разумом, сознанием, сколько на уровне вспышек телесных, эмоциональных реакций, запахов, звуков и т.д.
И теперь всякий раз, когда атмосфера хоть единичным намёком мало-мальски напоминает тот пережитый когда-то кошмар, то, вероятно, каскадно запускается и всё остальное, и выражается это через ничем логически не объяснимый, подспудный страх родов или отвращение к родам.
Травмирующие события лично с Вами могли даже и не происходить. Мог в красках рассказывать Вам леденящую душу историю о родах кто-то другой, например, Ваша мама или рожавшая подруга, Вы могли посмотреть какой-то фильм, в котором во всех физиологических прелестях был показан процесс родов.
Но, даже не испытав это всё лично, человек может так проникнуться, так слиться с героем истории, даже физически ощутить на себе, как это страшно рожать, что словно сам уже пережил нечто подобное.
Здесь могут срабатывать и так называемые зеркальные нейроны головного мозга, которые возбуждаются при наблюдении со стороны за чужим процессом, и своего рода способность к сопереживанию, повышенная эмпатичность человека.
Ирина, на самом деле, страх перед родами испытывают многие женщины. Чаще всего, боятся не самих родов, а боли, беспомощности, потери внешней привлекательности во время и после родов, осложнений со здоровьем своим или ребёнка, опасаются, что не смогут полюбить своего ребёнка и т.д.
Важно не то, что есть опасения, а то, насколько они велики, насколько они влияют на жизнь, на планы по рождению ребёнка.
Вам нужен психолог или психотерапевт, который специализируется на работе с темой деторождения, с беременными, рожавшими женщинами (обычно они работают в женских консультациях, в родильных домах, медицинских центрах), или на травме (если у Вас это отторжение произошло как результат психотравмирующих событий).
Есть, конечно, и другие причины отвращения к теме деторождения. В любом случае нужно всех их искать совместно со специалистом.
Рождение детей не должно становиться для Вас неприятной обязаловкой, наказанием, повинностью перед кем-то, чьим-то мнением потому что «все одноклассницы по пятеро детей родили давно, а тебе уже за 30 - и ни одного!». Ведь восприятие процесса беременности, родов и появления ребёнка может спроецироваться на этого ребёнка. Поэтому разобраться с тревожащим Вас вопросом об отвращении к родам стоит до наступления беременности.
И даже если Вы в итоге примете решение не рожать - это только Ваше ответственное решение по поводу Вашей жизни, на которое никто, кроме Вас самой, не имеет права.
С уважением,
Наталья
По условиям индивидуального приёма - смотрите информацию в личном кабинете на этом сайте. Оставляйте письменную заявку на консультацию через Вотсапп +7 (девять два пять) 525 0023