Агрессия при общении. Каковы причины моего поведения и как от него избавиться?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Перейду сразу к проблеме. Мне нравится общаться с людьми, но я не из тех людей кто может похвастаться особой общительностью в начале знакомства. Для хорошего общения мне нужно некоторое время для того чтобы узнать человека. Недавно я стала замечать, что у меня возникают сильные порывы агрессии. Чаще всего мне удается держать ее в себе. Проблема в том, что каких-либо предпосылок для нее не бывает. В целом я достаточно добрая девушка, люблю помогать людям и животным (просто для души). И меня пугает, что в какой-то момент возникает желание навредить человеку или животному. И бывают моменты когда я не выдерживаю. Я начинаю кричать или могу даже ударить. Позже когда этот порыв проходит, я понимаю что сделала это тому, кто это не заслуживает. И часто виню себя из-за этого. Бывает я срываю злость на себе (например ударить рукой об стену). Так же я заметила, что если на меня кричат (по делу или без), я не могу что-либо ответить, ком подступает к горлу и я начинаю плакать. Все это мне не свойственно и появилось не так давно. На данный момент я живу с мамой. До этого мы проживали у бабушки и у нас часто происходили ссоры из-за мелочей. После переезда, с мамой выстроились больше дружеские отношения, но тем не менее я склонна скрывать некоторые моменты из своей жизни. Внутренняя агрессия проявляется и к маме. Просто в какой-то момент появляется желание накричать и сделать неприятно. Иногда даже пожелать смерти. Но умом я понимаю, что это не правильно. Порой у меня возникает ощущение, что во мне присутствует две личности, одна из которых пытается проявить свою жестокость на других. Хотелось бы узнать, что это за состояние и как с ним справиться.
Автор вопроса: Стеша Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Андрусенкова Елена Альбертовна.
Здравствуйте, Стеша. Благодарю за вопрос.
Ваш вопрос весьма глубокий и интересный.
Я услышала Ваши переживания.
Злость - это чувство, которое возникает как реакция на нарушение границ нашего мира или на неудовлетворенность наших желаний.
Злость - это наше внутреннее переживание и его важно научиться выражать "здоровым" способом. С детками это просто - можно потопать ножками, покричать-порычать, нарисовать свою злость ( в виде монстрика и дальше что-то с ним сделать), слепить и смыть, отлупить подушку и много чего ещё.
Эти способы работают и со взрослыми, но сложнее, потому как субъективный опыт, убеждения и установки мешают. Часто взрослым сложно признать сам факт того, что они действительно злятся, особенно когда им об этом говорит кто-то другой. Вы уже на этом пути, Стеша. Вы осознаете, что злость есть. И вместе со злостью и агрессией несутся в обнимку по нашему внутреннему миру и беспомощность, и вина, и зависть, и страх, и стыд и много чего ещё. Вы написали, что чувствуете вину за необоснованные (как вы считаете) порывы злости и агрессии.
Вообще, злость - это естественное чувство, которое показывает наше недовольство тем, что нам сделали что-то очень неприятное.
Агрессия - это уже не чувство, а конкретное действие. И оно направлено на отстаивание собственных границ, интересов, достижения личных целей.
Когда идут оскорбления, обидные оценки, крик, рукоприкладство и т.д. в том же духе - это проявление агрессии.
И никуда нам не деться от злости и агрессии - такова наша природа. С биологической точки зрения - это наши защитные механизмы. У деток всё происходит быстро - разозлился и пнул обидчика. И родители запрещают и злость, и агрессию, не разделяя эти понятия и не думая о том, что чувство-то никуда не делось, а будет накапливаться. Поэтому злость нужно выражать.
Агрессия - нужна.
Она помогает нам создавать свой мир, не приспосабливаться, а выстраивать свои границы и понимать границы других.
Это наша внутренняя сила.
И важно помнить о её и созидательном и разрушительном начале.
Агрессия может появляться в ситуации, когда нет чувства своей безопасности. В таком случае человек не испытывает никакого доверия к окружающему миру.
Важно осознать, что для вас это проявление агрессии? Что вы получаете в результате?
Хотя, конечно, для самого начала, можно пройти медицинское обследование. Не исключено, что вспышки агрессивного поведения могут быть из-за проблем со здоровьем. Если со здоровьем всё в порядке, то нужно разобраться с причинами, которые вызывают сильные порывы агрессии.
Вы написали "в какой-то момент возникает желание навредить". Что это за момент, что происходит, какие мысли у вас появляются в тот момент, кем вы себя ощущаете? Что делает или не делает в этот момент человек или животное?
У вас возникает ощущение, что в вас присутствуют две личности, а как они взаимодействуют? Чего хочет каждай из них? Чего не хватает той, которая хочет проявить жестокость?
Если не вдаваться в глубину проблемы, то могу дань несколько рекомендаций.
Начинайте осваивать приёмы релаксации (расслабления), дыхательные упражнения.
Медленное глубокое дыхание успокаивающе действует на нервную систему, замедляет сердечный ритм, освобождает разум от негативных мыслей, а душу - от клокочущих внутри эмоций.
Противострессовое дыхание - медленный глубокий вдох через нос, при достижении пика вдоха - небольшая задержка (несколько секунд), далее медленный выдох.
Кстати, полезно представлять, как-будто вы выдыхаете цветные, перламутровые мыльные пузыри.
Вообще не забывайте про дыхательную гимнастику - она поможет справиться с гневом, волнением и страхом.
Чтобы внезапные проявлений ярости и гнева не застали вас, Стеша, врасплох, необходимо своевременно избавляться от скопившегося раздражения, выпускать злость, не затрагивая других людей, например, при помощи спорта, активного времяпровождения. Также выплеснуть агрессию можно путем арт-терапии, изобразив причину своей злости на листке бумаги.
Попробуйте найти безопасный способ для высвобождения накопившегося внутри. Поговорите с тем, на кого злитесь. Побейте подушку, покричите в душе (в ванной). Но здесь стоит понимать, что так вы только себя на время успокоите, но если есть серьёзная, глубинная проблема - она просто так не исчезнет.