Стыдно, что я так плохо думаю о людях. Как замечать хорошее в людях?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я поймала себя на мысли, что я не люблю людей. Не хочется о ком-либо позаботиться, как-то помочь или что-то сделать. Всегда фиксируюсь на недостатках людей. А когда вижу, после общения, сколько у человека всего хорошего, становится стыдно, что я так плохо думаю о людях. На ум часто приходят картинки, которые кажется можно прилепить к каждому человеку: злыдная бабка в магазине жалуется, что недодали, мужик, кроющий матом машину, подрезавшую его, фифа, которая вся на понтах…и кажется, что все такие…пока не пообщаюсь и не раскрою человека. Можно ли как-то изменить мысли о том, что люди все злобные? Как понять что раздражает то, что есть во мне? Так как я ни на кого не ору матом, не возмущаюсь в магазине и не хожу на улицу с огромными ногтями и голым животом.
Про себя: я редко общаюсь с людьми, особенно тесно не часто, из-за этого я не знаю как я могу познать себя: грубо говоря если не общаюсь, то не знаю ревную или нет, осуждаю ли или завидую. Как познать свои недостатки, если мало с кем говоришь и мало вообще в целом взаимодействуешь с людьми?
Спасибо.
Автор вопроса: Суфи Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Токорьян Валерия Викторовна.
Суфи, здравствуйте.
Ответ на Ваш вопрос содержится в самом письме. Вы совершенно верно отметили, что из-за недостатка в общении Вы неверно оцениваете и себя, и других. Мы познаем себя в отраженной реакции на нас со стороны других людей, это правда, этот период неуверенности в себе и самоутверждения чаще всего приходится на подростковый возраст. Самоутверждение – это всегда агрессия, всегда противоречие. Те, кто «проскочил» этот период, возможно, из-за симбиоза с родителями, пройдут его все равно, позже и в несколько иной форме, ведь к этому времени они уже «научились» контролировать свои эмоции, свою агрессию. При этом эмоции никуда не уходят, меняется их направленность, теперь она нацелена вовнутрь. И вот мы уже ненавидим себя за что-то, что, возможно, сами и описать то не можем, не понимаем, и ищем это «что-то» в других людях. На самом деле во всех нас, и в Вас в том числе, есть и положительные, и отрицательные черты. И принимать необходимо и те, и другие. Злобная старушка может быть на самом деле злобной, а орущий матом мужчина, действительно, отъявленным грубияном, и вы ни на грамм не ошиблись в их оценке, но это не значит, что их нельзя любить, или хотя бы принимать, вместе с их злобностью и грубостью. Все дело в любви. И, прежде всего, любви к себе, как бы не банально это не звучало. Если любишь – принимаешь все, и плохое, и хорошее. Вы пишите, что раскрываете человека и он становится «хорошим». Разве? Откуда Вы знаете, как он поступит в тот или иной момент? Он может предать или подставить Вас, может, наоборот, сделаться верным другом на всю жизнь. Мы не знаем. Человек – это вселенная, он сам для себя является объектом исследования длинною в жизнь. Или «хорошим» он становится для Вас автоматически, как только проявляет к Вам внимание? В этом случае можно говорить о зависимости от одобрения социума, вероятно, Вам необходимо внешнее положительное подкрепление извне. Вам тяжело стоять одной, без опоры? Вы стремитесь к оценке других, потому что ежесекундно оцениваете себя, главным образом, негативно? Отсюда и наиболее вероятное направление работы: выявить и осознать те внутренние процессы, которые движут Вами в настоящий момент, принять те черты, которые кажутся Вам отрицательными. Нужно позволить человеку быть любым, для чего и себе необходимо разрешить быть любой. Позволить себе любить, ненавидеть, злиться, ревновать, обижаться, прощать. Кстати, по поводу прощения. Человек, не осознающий свои эмоции, не принимающий их, не способен прощать ни себя, ни других. Часто ли Вы испытываете чувство вины? Бывает такое, что прокручиваете в голове сцены уже прошедшего разговора, по-новому выстраивая свое речь и поведение, сожалея о том, что не сказали так или иначе? Возможно, что необходимо проработать подавленные эмоции, не дающие Вам чувствовать себя уверенно. Какого стиля воспитания придерживались Ваши родные? Часто ли критиковали Вас? Обесценивали ли Ваши слова и действия? Какое чувство первым возникает у Вас после того, как уходит первая волна агрессии к людям? Стыд? Вину? Постарайтесь ответить на эти вопросы, Суфи. Открывая себя, Вы откроете для себя и мир других людей.
Желаю Вам всего наилучшего!
С уважением, Валерия Токорьян