Детская травма из за токсичной подруги.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, прошу помощи разобраться и совета. Мне 31, замужем, есть подруги, с которыми дружим очень давно. У меня есть проблема, о которой я знаю давно, но только сейчас стала в себе разбираться. Каждый раз, когда у нас недопонимания или ссора, но это редко с кем то из подруг или с мужем всегда получается одна ситуация. Человек на меня обижен, мне надо сразу же извиняться не переставая, просить, доказывать свое не виновность, лишь бы только конфликт был исчерпан и наступил мир. Я боюсь потерять близкого человека из за этого. Причем я даже если и обижалась на что то и кого то , то это в себе и отхожу моментально. В большинстве случаев, я реально не понимаю, почему на меня обида, мне кажется это мелочью и я не понимаю, как из за этого может произойти ссора. Если моя вина, то тут все понятно. Принимаю, но в любом случае я буду писать, звонить, пока не наступит мир. Будь то муж, подруга. Скорее всего понимаю откуда это, но от одного понимания проблема не решается. С начальных классов у меня была подруга, дружили до 8 класса, пока не поступили в лицей в разные классы. Дружба была такая, с ее стороны постоянные обиды, причем игра в молчанку, на что она обижалась, я даже не знала. Просто не разговаривает, а через два дня как ни в чем не бывало. Ревность ко всему, что меня окружает, общаться только с ней. Я не знаю почему я с ней столько времени поддерживала отношения. Бывало, что она то в санаторий, то на море, и мне так хорошо было, что ее нет. Но я все равно продолжала с ней дружить. Сейчас я понимаю, что именно с тех пор у меня окр. Я пишу, и в шоке, от того, что со мной, на тот момент ребенком происходило. Я приходила к ней, просила, молила помириться, плакала. Я дома молилась в прямом смысле на коленях, чтобы с ней помириться. И так было каждый раз. Начались эти ритуалы, например одену эту кофту, значит не поругаемся. С начальной школы в меня был влюблён наш одноклассник, который мне нравился тоже, но его любила моя подруга и конечно, мне пришлось все сказать ему, что нет, он мне не нравится. Но дело вообще не в нем, и он не единственный из парней, и ещё были такие. Она хотела быть с ними без зазрения совести. Все должно быть ее. Но, несмотря на все это у меня были подруги во дворе, я очень общительная, в школе со всеми дружила. Особенно когда ее рядом не было. Перестали мы общаться очень просто. Летом разъехались по лагерям, которые были рядом. Я сдружилась с девочкой. Так вот моя подруга с компанией со своего лагеря пришла к нам на дискотеку, увидела, что я курю. Да, мне тогда было 14, и это были первые сигареты в моей жизни, плохо, но не про это речь. Она мне сказала, хорошо что не просто молчанка, что не будет со мной общаться больше, такая я ужасная курю и вообще. Но на тот момент, я даже не попыталась возразить. Через неделю, она передала записку, что ждёт меня, если я хочу помириться, то приду к ней. Я не пришла, мне стало так хорошо. Это было лето перед поступлением в лицей. Больше мы с ней не общались. Учились в параллелях, даже не здоровались. Через время добавилась в соц сетях она, писала что так и не нашла больше подруги такой. Просто минимальная переписка. Я сейчас смотрю ее фото и у меня отвращение, я как будто терпеть не могу, прям вот до тошноты. Хотя не видела со школы и просто она появляется в ленте соц сети. Я наверное, с тех пор такая, цепляюсь, прошу, молю. Боюсь потерять, хотя мои подруги абсолютно не такие, всегда все говорят, что не нравится и это редкость. Муж может обижаться и молчать не понятно на что. Помогите мне избавиться от этого комплекса и этой травмы.
Автор вопроса: Наталья Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Иванченко Наталья Сергеевна.
Здравствуйте, Наталья!
Вы правильно отметили, что «проблема» у вас давняя и вам она хорошо известна. Истоки ее с вашего раннего детства. Вы с этой «проблемой» живёте очень долгое время, по факту всю жизнь. Механизм запуска всегда один и тоже: конфликт-> обида-> извинения (пока не простят)-> мир. Есть ещё вводные данные, пока вы извиняетесь, другая сторона молчит. Что происходит с вами, с вашими чувствами? А также, у вас есть страх потери близкого человека. Теперь подробнее: маленькая Наташа, встречалась с такой формой взаимоотношений с детства, мама/папа замолкали (обиделись) и не разговаривали с ней, когда она что-то не так сделала, без объяснения причин (Наташа, должна была сама догадаться о причинах), к сожалению, этот близкий человек по-другому то и не умел. В вашей семье не принято было осознавать и выражать злость, проявлять агрессию, то есть показывать свои чувства. Игры в молчанку это своего рода психологическое насилие/террор, особенно страдают дети, которые в силу своего возраста, отсутствия опыта, не понимают причин поведения другого человека и из-за всех сил стараются быть хорошими…
Как вы привыкли реагировать, когда встречаетесь с собственной злостью? Осознаете, проявляете или подавляете и обижаетесь? Как вы проявляете свои чувства, когда конфликтуете с другим человеком? Открыто или подавляете?!?
И кто-то этим пользуется…. Например школьная подруга, она уловила, что с помощью обиды можно, получать желаемое, управлять вами, не прибегая к прямой просьбе, а через вот такой вот, обходной маневр, в котором она не принимает на себя ответственность за собственную злость, и ожидает, что вы «догадаетесь/поймёте» что она хочет. Пока вы не подросли, пока эти отношения не стали для вас очень токсичными, вы их не прервали. Но и здесь вы долго к этому шли, боялись потерять «близкого человека», на бессознательном уровне, у вас была проекция близкого человека на подругу. Разорвать эти отношения вам помог случай и ваша решимость не идти на контакт (скорее подростковый кризис, помог, «не было» страха потери). Почему школьная подруга не смогла найти такую же, как вы подругу, объяснять не буду, и так всё ясно.
Сейчас как и тогда, механизм тот же самый, что с подругами (к их чести, они не играют в молчанку, а говорят, что не так), что с мужем (а супруг «весь в мамочку», то есть в близкого вам человека), отсюда и молчанка и прочие прелести… Что делать -> сама по себе обида это подавленная злость, комбинация чувств и действий, способ реагирования. Включает в себя переживание гнева к «обидчику» и жалости к себе. Это всегда позиция жертвы и нежелание взять на себя ответственность за свои чувства. Отсюда ваша быстрая отходчивость, стараетесь быть хорошей, ведь только хорошую/удобную девочку любят….
Например, конфликт с мужем и он начинает молчать, иначе сказать, вам он транслирует: «Ты плохая». Вы не выдерживаете, идете на перемирие и показываете, что вы готовы к любым другим манипуляциям в будущем, лишь бы не ощутить и более не переживать свою собственную плохость. Таким образом вы не оставляете шансов обиженному мужу научится решать этот вопрос конструктивно и задаться вопросом: “ А может может моя схема не работает? А как сделать так чтобы работала?". А вместо этого вы идёте на поводу своего малодушия и становитесь похожи на голодного, до одобрения, птенчика, решительно готового на всё за “червяка-одобрения”, буду хорошей, во чтобы не стало. Для того чтобы перестать обслуживать чужие нездоровые эмоции, снизить свой уровень тревоги от ощущения собственной плохости, необходимо дать одобрение самой себе, быть такой какая вы есть, настоящей, тем самым утолив собственный эмоциональный голод. Спросите себя: «Я кому-то сделала плохо, больно, обидно?». Вы делали то, что считали важным для себя в этот момент. Возможно, вы перестали быть удобной для кого-то, но это к вам никак не относится, особенно к вашей плохости/удобности. Вы такая какая есть, со своими чувствами и эмоциями, со своим взглядом на мир, со своими ценностями, вы живая, вы взрослый и несёте ответственность за себя. Ответив себе на вопрос «Где я плохая, а где я хорошая» с каждым разом будет всё легче не бросаться в невротические отношения и не обслуживать чужие эмоции и страхи. Отношения между людьми - это отношения в которых есть контакт и способность принять и понять, что каждый человек - это отдельный мир со своими взглядами и ценностями, которые можно принять и согласится (наличие гибкости), но без ущерба для себя самой, для отношений и различных деструктивных игр-молчанок. Выражайте свои эмоции и чувства, будьте живой.
Большего результата можно достичь в личной терапии. Удачи вам.