Как коллегу натолкнуть на то, что надо к психологу?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! У меня есть коллега, ей 40 лет, она разведена без детей. Есть ощущение, что развелась она не без советов матери. 1,2 года назад у нее умерла мама. С тех пор не было ни дня, чтоб она про нее не вспомнила, по 20 раз на дню мы слышим рассказы о маме. Она ее боготворит и считает дни после смерти, сама недавно сказала, что прошло 423 дня как я не могу позвонить маме. Она так скоро с ума сойдет. На все разговоры типа "отпусти маму" только злится и говорит, что ее никто не понимает. У нее остался отец, она говорит, что лучше бы он умер. Говорит, что отец к матери плохо относился прям досконально мы ее не расспрашивали, но из рассказов понятно, что папа ее то не меньше мамы любит. Но с мамой она была какая-то чересчур близка, мне кажется мама там была хорошей эгоисткой. Она рассказывала коллеге, что не развелась с отцом только из-за нее. Короче, я не могу адекватно относится к ее маме, я на нее злюсь. Так нельзя. Можете посоветовать как себя вести с коллегой, как можно ей помочь? Очень жалко ее.
Автор вопроса: Антонина Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Зернаева Маргарита Дюлоевна.
Здравствуйте, Антонина. Меня зовут Маргарита.
Отвечая на Ваш вопрос, скажу следующее: насильно к психологу человека не отправить.
В Вашем описании я вижу несколько процессов, происходящих с Вашей коллегой и в идеале ей, конечно, желательно обратиться к психологу.
Один из процессов, в которых она находится это процесс горевания и его длительность у всех разная, это нормально. Как ей помочь? Можете ненавязчиво порекомендовать своего знакомого психолога или найти психолога в интернете. Можете рассказать на примере себя или своих знакомых, что обращались к психологу и описать как это повлияло на вас или ваших знакомых, какие изменения произошли.
Также в общении с коллегой не следует говорить «отпусти маму», время лечит, со временем все будет хорошо, теперь она в лучшем мире, у тебя еще вся жизнь впереди, сколько еще хорошего в жизни. Рассказ другим о своем горе помогает избавиться от того бремени, которое она на себя взвалила, поэтому разговаривайте с ней выслушивайте, будьте искренны и с пониманием относитесь к ее горю.
Есть несколько способов которые помогают рационально переживать горе и способствуют выходу из него. Например, найти способ поддерживать связь с человеком который умер через общение с ним. Вы пишите, что что коллега считает дни сколько она не может позвонить маме, а почему нет? Предложите ей поговорить с мамой и рассказать ей (маме) о своей боли, о своей потери, поделиться с мамой как ее смерть повлияла на нее, как сильно она ее любит и все что она хочет ей сказать.
Это очень нормально разговаривать с любимым человеком, который умер. Все это поможет ей принять и осознать факт потери.
Есть две главные составляющие успешной работы горя: заново осознать взаимоотношения с умершим, чтобы оценить, что они для нас значат, и затем «перевести» их в категорию «воспоминаний без будущего».
Пережить – значит осознать случившееся, принять изменения в жизни, адаптироваться в измененной ситуации и постепенно заменить чувство страдания и боли на спокойную память.
Смысл и задача работы горя в том, чтобы человек простил себя, отпустил обиду, принял ответственность за свою жизнь. Образ умершего должен занять в его жизни свое постоянное достойное место, тогда произойдет возвращение человеку самого себя. Вспоминая об умершем, он будет переживать уже не горе, а печаль – совершенно другое чувство. И эта печаль навсегда останется в сердце.
Если есть слезы, они должны быть выплаканы. Но потом наступает время, когда можно сказать себе: если прямо сейчас уже можешь сдержаться и не заплакать – не плачь. Надо сойти с тропы слез. Если продолжать ходить по ней, тропа может превратиться в канавку, а потом в траншею, такую глубокую, что из нее нельзя будет выбраться, если не протянут сверху руку. А если не захотеть протянуть руку в ответ, то через какое-то время ни одна рука просто не сможет до тебя дотянуться – так глубоко ты будешь.
Тяжелое горевание не синоним любви, и перестать горевать не значит предать ушедшего. Потому что он никуда не уйдет из сердца, ведь никуда не уходит Любовь.
Очень важно найти ресурс человека, который даст силы пережить горе и жить дальше.
К сожалению, мы сами не можем этот ресурс придумать и дать в виде готового рецепта. Если человеку транслировать действием, поведением «ты справишься, ты сильный», он тоже начнет в это верить. К нему постепенно придет понимание: «Ведь были потери и раньше, и я же справлялся! Значит, смогу и сейчас».
С уважением, Маргарита