Как реагировать на хамства? Последствия конфликтов меня беспокоят.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Периодически со мной случаются ситуации перерастающие в конфликтные и проблемные, хотя можно было бы этого избежать но не получается. Начинается с грубости или хамства в мою сторону неожиданно для меня, и можно было бы ответить как то сдержано или разумнее, спокойнее и т.п но в этот момент получается все хуже, на грубость отвечаю большей грубостью или даже угрозой и это провоцирует дальнейшее развитие ситуации в сторону физического вреда. Потом начинается перебирание в голове и самообвинение в последствиях, что можно было бы по другому чтобы этого избежать, хотя сам никогда не начинаю агрессию(может видят что принимаю все лично и хотят выместить что то свое?). Бывает такое что агрессия или хамство в мою сторону может проявляться даже когда я с кем-то из близких, может кому то что то в жизни не хватает и хотят навредить. Все это происходит в повседневных и постоянных для жизни местах уйти из которых не получается.
Как действовать в подобных ситуациях что бы не терпеть чьи то выходки или вымещение но и не переходить границу того о чем потом сожалеть.
На какое злопамятство способны люди после таких ситуаций? Могут ли задумать и совершить тяжкое причинение вреда здоровью или даже смерти? Легко ли на такое пойти человеку морально или внутренне или это скорее редкое исключение в жизни? Имею ввиду после каких то неожиданных происшествий.
С уважением
Автор вопроса: Иван Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Оксана.
Уважаемый Иван, добрый день.
Вы говорите, что периодически сталкиваетесь с агрессией со стороны внешних людей, что для вас это неожиданно. Что ситуации переходят в драки и вы опасаетесь, что кто-то может затаить зло и навредить вам.
Статистики злопамятных людей у меня нет, но полагаю их много) Однако это не означает, что все злопамятные могут нанести вред здоровью или даже совершить убийство.
Тем более, что и то и то преследуется по закону.
Отрицать наличие криминальных людей или больных на голову не могу. Но вы обычно с такими конфликтуете? От таких что угодно можно ждать.
Обычный же среднестатистический человек не склонен к убийствам и мести на почве драк и словесной агрессии. Бывают паранояльные мстительные персонажи. К счастью, тоже не часто.
Ваш страх возмездия какой-то избыточный, что намекает на вашу тревожность, подверженность эмоциям, внушаемость.
Предположу (поскольку не могу спросить вас об этом), что у вас могли быть сложные отношения с отцом (или его не было, или он был агрессор, выпивал и др.).
Возможно в детстве вы жили в обстановке криков, агресии, требований, угроз, эмоционального хаоса. И вы не знали когда, за что и откуда может прилететь наказание, разборки и другие проблемы со стороны тех людей с кем вы жили.
Вероятно за одно и то же деяние вас могли и пожалеть и наказать. И не сформировалось понимание причинно-следственных связей. Именно отсюда идет ваша фраза "для меня необжиданно идет агрессия со стороны других людей".
Плюс у вас мистическое ожидание неотвратимого наказания, если вы не будете "хорошим и послушным мальчиком". А вы то взрослый уже и хотите, чтобы окружающие вас с уважанием воспринимали и опасаетесь давать отпор, так как есть страх последствий. Значит, когда вы маленький просили относиться к вам нормально, вас могли сворачивать в бараний рог и запугивать, игнорировать кто-то из членов семьи. И тогда не получая адекватной реакции, вы начинали самонакручиваться и придумывать себе вину и наказания.
Поэтому у вас сложное отношение к конфликтам и избыточно эмоциональная реакция на "агрессивные послания людей".
Другой вариант, вы бессознательно во всей толпе выбираете самых конфликтных людей и каким-то бессознательным образом вступаете с ними в разборки, так как "рыбак рыбака видит издалека."
Если агрессия идет из вне, и вы действительно ее не провоцировали (а вот этот момент надо бы разобрать с психологом на консультации, так как я не экстрасенс и не могу предугадать не зная ситуацию, как вы невольно могли или не могли спровоцировать человека), то обычно нужно отвечать по ситуации, желательно так, чтобы не подраться.
"Гражданин проходите мимо" (ровным голосом, сильная фраза, но без агрессии), "я вызываю милицию (ровным сильным голосом, без агрессии)". тут понимаете без примера, я вам не могу насочинять, в каждом случае надо по-разному реагировть, это интуитивно чувствуется и также интуитивно чувствуется, надо ли с агрессором беседы вести или сразу убегать.
Убегать это не про трусость, это про самосохранение, так как всегда есть люди сильнее и доказывать им "какой ты крутой" нет необходимости. Дадут по репе и до свидания. Это здравый смысл.
Тут интересен тот момент, что вы не можете сдержать себя. Т.е. ваше глубинное я, настолько уязвлено и беззащитно, что для него зазорно пройти мимо конфликта, что вы ведесь на провокацию и начинаете играть в опасные игры сами, через вербальную агрессию и драки.
Если вы деретесь с буйным соседом, то завтра он про вас уже забудет. А если с криминалитетом, то откуда ж знать, что будет завтра?
Вам нужно научиться распознавать в какие ситуации вы попадаете и поработать над исцелением своей болезненной самооценки и своих страхов/тревог, которые толкают отвечать на любую человеческую глупость скандалами/драками, вместо банального перемещения тела в пространстве ногами подальше от неадекватных людей.
Вы любую ситуацию, где более уравновешенный человек, просто подумал бы, что к нему подошел "какой-то дурак и о чем с ним говорить? тем более ругаться?" и сказал бы ему "парень, все норм. Я домой иду. Извини некогда" и потом прошел бы дальше своим адресом, вы, я так понимаю, взорветесь.
Такая реакция отчасти может говорить о гормональных расстройствах или нейрологической дисфункции в работе мозга. Пройдите обследование на состояние здоровья в поликлиннике.
Иногда некотролируемость эмоций связана с скрытыми болезнями, не правильной работой гормонов или щитовидки.
Можно дополнительно проконсультироваться у психиатра, чтобы исключить психопатологию. Возможно он пропишет вам противотревожные таблетки и уже этого будет достаточно, чтобы вапши аффективные реакции убрать.
Однако этого мало, так как в таких случаях желательно поработать с психологом над распознаванием своих эмоций (возможны вы агрессивнее, чем думаете), над моделями доброжелательного общения, над способами избегать конфликтных ситуций, рекомендовано ДПДГ(снятие эмоционального заряда и болезненных эмоций), арт-терапия, когнитивная терапия или психоанализ.
В процессе развития своей психики, вы станете смотреть на ситуации происходящие с вами более рационально, более спокойно и заметите, что очень многих негативных последствий можно избежать, если их не провоцировать. При этом сохраняя самоуважение и личное достоинство.
Перестанете считать, что чужой негатив связан с вами. Обычно он связан с теми, кто его производит. Это их болезненные переживания. Они так же как и вы полагают, что их обижат внешний мир. Это иллюзия. Но таковы люди, если они не развиваются в плане личности, то вот такие нервные. Просто не понимают себя, не понимают, что с ними происходит, винят других. Имеют психологию жертвы. Это грустно. Но это их боль, не ваша. Вам со своей разобраться.
С уважением, Оксана.
Если остались вопросы, прошу задавать.