Оставили 2 очень близкие подруги. Утешение нахожу только в работе, но чему-то радоваться тяжело.

Вопрос психологу:
С одной подругой дружили 6 лет, было разному, многое с ней пережили в отношениях. Скажу про себя -ничего для нее не жалела во всех смыслах, я старалась быть для нее настоящей подругой, которая всегда будет рядом и всегда может помочь. Мы почти ровесницы, разница всего на два года, обе без мужа и имеем детей. У меня появилась вторая подруга, на 10 лет моложе (незамужняя и бездетная, большие проблемы со здоровьем, пережившая утрату мамы причем крайне тяжело). Специально я вторую подругу не искала, мы были знакомы, потом как-то сблизились, она стала привыкать ко мне и стала тесно со мной общаться. Мы подружились, с первой подругой тоже дружила, потом несколько раз встречались вместе без навязывания друг другу. Потому как вторая подруга была в тяжелом эмоциональном состоянии, я с ней была почти неразлучна, она даже иногда приезжала ко мне работу -дожидалась меня, иногда помогала. У нее к сожалению, до нашей дружбы, была еще и личная трагедия-покинул любимый человек. Я искренне помогала всем чем могла и словом и делом и материально, в случае необходимости. У нее сильная склонность к суициду, поэтому утешала и поддерживала максимально. А тут потихоньку у нее (молодой) подруги объявилась школьная сверстница, они живут в одном доме, иногда общались. И получилось, что пока я почти 24/7 уделяла внимания второй подруге, первая отдалилась невольно, мы с ней виделись и общались уже реже, хотя я ее и не собиралась бросать. А вторая подруга стала привлекать к нашей между нами дружбе свою школьную сверстницу. Поверьте, без самохвальства, и в первую и во вторую подругу вложены и сердце и душа мои и я не требовала, чтобы меня обожали и пели дифирамбы. Со второй подругой безупречное взаимопонимание, что называется все понималось с полувзгляда, с полуслова. Мы не ругались и тут она заявила, что мы не подходим друг другу, что мы разные, а недолго до этого она сказала, что я настоящий друг, потому что всегда рядом. И получилось, и что первая подруга отдалилась, а вторая совсем. Мне крайне тяжело, не знаю как пережить все это, сын у меня взрослый, утешение нахожу только в работе, но чему-то радоваться тяжело. Их (подруг) очень не хватает. Что делать и как быть?
Автор вопроса: Ирина Возраст: 44

На вопрос отвечает психолог Лукоянова Елена Геральдовна.
Здравствуйте, Ирина!
В любых отношениях, в том числе дружеских, мы ищем удовлетворение каких-то своих потребностей: любви, защите, безопасности и т.д. И когда мы встречаем человека, способного удовлетворить эти (эту) потребность, между людьми завязываются отношения. Судя по всему, Вы тот человек, который способен реализоваться через помощь другим людям. Именно тогда, Вы чувствуете свою ценность, нужность. И благодаря этим качествам, у вас сложились дружеские отношения со второй подругой, которая в тот момент очень в этом нуждалась. Да, Вы искренне помогали ей, поддерживали и словом, и делом и даже материально, считая, что так надо, что именно так поступают настоящие друзья. Но, похоже, тяжелый период в жизни этой второй подруги прошёл, и она больше не нуждается в Вашей помощи. И, оказалось, что понятие дружбы у этой подруги не соответствовала тем смыслам, которые Вы вкладывали в эти понятия. Сегодня Вы для неё настоящий друг, а завтра, что вы не подходите друг другу. Этот человек в понятие дружба вкладывает понятие – выгода: Я дружу, когда мне выгодно. Вам нужен такой друг? Не сомневаюсь, что, если для этой второй подруги наступят «тяжелые» времена – она опять появится в Вашей жизни.
Как я вижу, Вы часто, скорее всего, всегда ставите потребности другого человека (подруги, любимого человека, коллег на работе) выше своих собственных потребностей и это приводит к тому, что люди Вас начинают «использовать». Когда Вы это осознаете, Вам становится обидно, тяжело это переживать, особенно если человек Вас оставил. Но, поймите Ирина, они же уже получили то, что им надо было от Вас. Ваши отношения строились по принципу одностороннего движения: Вы только давали, а люди брали. В конце концов это привело к Вашему эмоциональному истощению (еще и поэтому Вам сейчас так тяжело).
Ваша первая подруга отдалилась от нехватки времени для общения, так как Вы всё время проводили со второй подругой. Сейчас у Вас время высвободилось и ничего не мешает Вам возобновить отношения с первой подругой. Вы с ней почти ровесницы, одинаковое семейное положение и, судя по рассказу, у вас больше общего, чем со второй подругой. Поэтому всё в «ваших руках», попробуйте начать отношения с ней. Только в отношениях придерживайтесь позиции давать- брать. Не только Вы оказывайте поддержку и помощь, но и сами не стесняйтесь её брать. Сейчас Вы нуждаетесь в поддержке, в понимании. Расскажите ей, что Вы чувствуете и, возможно, первая подруга сможет Вам её оказать.
И еще, Ирина, я не рекомендую Вам вкладывать сердце и душу, они Вам ещё самой пригодятся. В дружеских отношениях очень ценна искренность и доверие. Ни в каких отношениях нельзя забывать о себе, Вы должны быть у себя самая главная. Не забывайте о границах, в отношениях это тоже очень важно!
Желаю Вам добра,
С уважением, Елена Л.