Как можно справиться с социофобией? Сильная паника, дрожь и заикание.

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Страх общества совершения неудач доставляет проблемы в жизни, сложно даже выйти в магазин или встретиться, к примеру, со старыми знакомыми. При любом контакте с людьми начинается сильная паника, заикание/дрожь в голосе. А если предстоят более важные дела, где придётся идти в общественное место или говорить с людьми, то начинается тревога вплоть до тошноты.
Думаю, что это все от неуверенности и низкой самооценки, кажется что если я начну общаться или делать что - либо публично, то это обязательно будет подвержено критике, насмешкам и т.д.
С детства не получилось научиться коммуницировать с окружающими. Люди с самого начала не принимали меня в свои круги, сначала в детском саду, а потом в школе. Предпосылок к ненависти ко мне не было, так как человек я не конфликтный, провоцировать на гнев тоже не буду, но детям это не мешало чтобы открыто ненавидеть или оскорблять меня. В школе я была как "человек- невидимка", в основном игнорировали, специально "забывали" обо мне и в принципе делали вид что меня не существует, даже если к ним обращалась. Иногда высказывались по поводу внешности, что тоже повлияло на самооценку.
От этого не сложилось нормальной схемы общения, сейчас нет навыков и понятий как хотя бы поддержать разговор. + Вечный страх что я говорю как-то не так, да и взаимодействию с собеседником не "правильно ". Заявлять о себе было бесполезно, все попытки были обсмеяны и обсуждались, только позора больше.
Советы типа "больше общаться с людьми " или " найти друзей по интересам " бесполезны, из-за фобии, через которую сложно переступить.
Есть ли вообще способ решения такой проблемы? И реально ли стать человеком, который будет уверен в своём общении?
Автор вопроса: Х Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Маркина Валентина Андреевна.
Здравствуйте, Х.
Ситуация, с которой вы столкнулись, встречается достаточно часто. Это лишь на первый взгляд кажется, что вы одиноки в своих переживаниях. Однако же степень этих переживаний в вашем случае достаточно высокая и это, конечно, доставляет множество проблем даже в повседневной жизни.
«Есть ли вообще способ решения такой проблемы?»
Да, такой способ есть. В моей практике была девушка, которая дошла до состояния страха вообще выйти из дома. Сейчас она успешно учится в ВУЗе, живёт в общежитии, общается с другими людьми.
«И реально ли стать человеком, который будет уверен в своём общении?»
Смотря, что вы подразумеваете под «уверен в своём общении». Большинство людей легко общаются, но у каждого из них бывают периоды, когда в коммуникации с другими наступают трудности. Просто эти люди знают, как в данном случае поступать, чтобы двигаться дальше.
Я думаю, что для вас важно узнать и методы, благодаря которым можно достичь желаемого состояния. Вот здесь я могу вам твёрдо сказать, что решить эту проблему можно только в общении. Невозможно научиться кататься на велосипеде без велосипеда, только читая книги. Так и здесь.
Но! Не слушайте тех, кто вам предлагает «больше общаться с людьми» или «найти друзей по интересам». Это очень важный шаг, но не первый. Если мы обратимся к метафоре с велосипедом, то она будет звучать так: «Прежде чем сесть на велосипед, ребенку нужно научиться ползать и ходить». Вот и вам нужно сначала сделать безопасный шаг – найти собеседника, с кем общаться будет безопасно. Такой собеседник – психолог.
Следующим шагом безопасного общения являются психологические группы. Место, где сначала сложно открыться, но постепенно ты начинаешь взаимодействовать и получаешь положительное подкрепление.
И только после этого можно выходить «в поля».
Что же может помочь сделать первый шаг?
У вас был опыт отвержения. Вы пишите, что «люди с самого начала не принимали меня в свои круги, сначала в детском саду, а потом в школе». Этот опыт однозначно стал проявляться в вашей самокритике. Причем сейчас вы точно видите всё и всех только через призму своих неудач. Это нужно и можно изменить. Что делаем?
1. Определите свою мотивацию. Зачем вам менять свою жизнь? Зачем вам нужно это общение?
Это очень важный шаг, определяющий ваши дальнейшие действия или бездействие.
2. Работаем с самокритикой.
- Запишите свои отрицательные мысли по поводу отвержения.
- Представьте, что это не ваши мысли, а к вам пришла с такой проблемой младшая любимая сестренка или подруга. Да, в жизни этих людей может и не быть, но нам достаточно представить. Помогите найти ей контраргументы.
Например, привычная мысль: «Со мной никто не общается». Контраргумент: «Со мной общаются, как минимум, продавцы. Меня видно. Я есть»
- Произносите каждый контраргумент сама себе уверено.
3. Выключите телепатию.
Просмотрите свой предыдущий список. Много ли там фраз, начинающихся со слов «люди думают, что…». Эти люди говорили вам о своих мыслях? Возможно, кто-то давно вам и говорил что-то подобное, но сейчас, встречаясь с другими людьми, вы приписываете им чужие мысли. Проведите инспекцию своего окружения: действительно ли вам это говорят или же вы включаете режим телепатии?
4. Разрешите себя тревожиться. Не пытайтесь спрятать свое волнение и тревогу или игнорировать их. Пишите вечерами о своих чувствах в дневник, рисуйте свою тревогу, обозначайте её словами. Когда мне предстоит выступление перед большим количеством слушателей, а колени трясутся от страха, я говорю прямо: «Я сейчас волнуюсь, поэтому могу немного сбиваться». И страх уходит. В этот момент мне не нужно тратить силы, чтобы маскировать свои тревоги, я могу направить энергию в нужное мне русло.
5. Ну и, конечно, важно вернуть себе чувство собственного достоинства.
- Составьте список из 5 качеств, которые вы в себе цените.
- Проранжируйте их по степени значимости для вас.
- На первые 2-3 напишите небольшое сочинение, почему эти качества вам важны, как они отражают вас и вашу жизнь
Посмотрите, если ли в этом списке качества из сферы общения? Если нет, то повторите это упражнение уже в узкой сфере коммуникаций с другими людьми.
Если упражнения, которые я вам сейчас предложила, вам не помогают или их даже не удается выполнить, помните, что это не ваша вина, это ваша беда. Просто на этом сложном пути вам нужна помощь специалиста.
А я всегда готова вам помочь, мои контакты есть в профиле.
Поделитесь, пожалуйста, в комментарии, как отозвался вам мой ответ