Как отпустить подругу? Как справиться с чувством вины, будто у меня долг перед ней.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Я дружила с человеком на протяжении 7 лет. Но чем больше мы взрослели, тем больше я понимала - мы разные. Она тусовщица, активистка, общительная личность в целом, я - более спокойная, люблю домашнюю атмосферу, могу выбраться куда-то по желанию, но когда были в дружбе, поддерживала ее инициативу. Она человек прямолинейный, грубый, местами с нестабильной психикой, но со мной ее отношение было другое - со мной она могла сдерживаться, лишь бы не сильно обидеть. Но порой я терпела от нее грубости, проглатывала все. В любом случае, она сделала для меня много хорошего, как и я для нее. Последний год был переломный, постоянные недопонимания, мне было тошно, душно. У меня не было личного пространства, мне все тяжелее было удовлетворять ее потребности как подруги. Если я чего-то не делала - испытывала чувство вины, будто у меня невыполнимый долг перед ней, ведь она сделала так много для меня. Это заставило меня отойти в сторону от молодого человека, реже видеться с ним, ведь ей нужно, чтобы ее друг отдавал ей максимум внимания. Ей нужно, чтобы было так, как она скажет. Последняя капля - ссора, где меня назвали нехорошими словами, я "дохлая рыба", я "слабая", "дай бог мне найти работу, какое образование?". Я боялась уходить от нее, но ушла. Игнорировала звонки. Потом написала, что это все, мне плохо рядом с ней. Я не чувствую потребность в общении. Наступил новый год, она позвонила мне, а я ответила. Она много извинялась, умоляла дать шанс, не списывать ее со счетов, "может это переломный момент". Сказала, любит меня все равно, ни смотря ни на что. Я сказала, что оставила ее в прошлом, на что мне "ты обложалась, ты потом пожалеешь, что потеряла меня". И далее снова пыталась "задобрить"(?), много всего хорошего сказала. Но после звонка я потерялась, я не чувствую потребность в общении так или иначе. Сейчас у меня есть свобода действий, есть все, чего не было. Я увидела жизнь по-другому. Я почувствовала снова вину, я не хочу как-либо ввязываться в это. Почему так происходит? Я допускаю, что наши взаимоотношения могут поменяться, если все восстановиться, но при этом так сильно не хочу снова начинать общаться с ней. Сердце велит, что не стоит этого делать. Я так потерялась.
Автор вопроса: Анна Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Ахметханова Диляра Рашидовна.
Здравствуйте, Анна.
Да, так бывает, что дороги с друзьями детства расходятся. А причина в том, как вы верно подметили, что мы разные, что общение становится в тягость и приходит понимание того, что жизнь может быть другой, лучше. “Не всякая потеря – потеря, иногда это освобождение.”
Вы готовы отпустить этого человека, но вам мешает чувство вины. Вы думаете, что она много сделала для вас, и при этом признаете, что и для нее много чего сделали. Следовательно, вы в расчете? Или считаете, что нет? Вы все еще ей должны?.. Как долго будете должны? До конца жизни?..
Анна, в психологии есть такое понятие как невротическое чувство вины, это страх не соответствовать ожиданиям, не выполнить обязательства перед кем бы то ни было. Сюда входит гиперболизированная ответственность за страдания другого человека. Вы как будто чувствуете свою личную ответственность за его благополучие. Психологически вы занимаете место его родителя, а другой как будто превращается в вашего ребенка, беспомощного, не способного позаботиться о себе сама. Хотя это не так, вы не ее мама, она не ваш маленький беспомощный ребенок. Она такой же человек как вы, это ее обязанность (не ваша) позаботиться о себе.
Анна, думая о чувстве долга перед ней, вы забываете о другом чувстве долга – перед собой. А он как раз существует, вы в первую очередь должны позаботиться о себе, о своем психологическом благополучии в том числе.
Анна, я рекомендую вам написать прощальное письмо подруге – его не нужно отправлять, вы пишете его для себя, можете поблагодарить ее за все хорошее, что было, попросить у не прощения, если что не так, выразить свои слова и чувства. Затем напишите себе письмо от имени подруги, обязательно простите себя в этом письме и отпустите. После проделанного упражнения больше не поддерживайте контакт с этой девушкой.
Желаю вам приятного общения в этом году!