Как перестать ненавидеть бывшего парня?

Вопрос психологу:
Рассталась с парнем 3 месяца назад, чувства уже прошли, но теперь у меня к нему ненависть за все плохое, что он мне делал! Я почти каждый день вспоминаю его и меня разрывает злость изнутри! ! ! Он постоянно был прав, даже когда был не прав, все равно я всегда была виновата! Я постоянно извинялась, хотя я не считала себя виноватой! Он говорил что у меня должно было быть мнение такое же как и у него! ! ! А если нет, то говорил собирай вещи и иди со своим мнением! ! ! Например у нас был разговор о том, нормально ли то что мужчины уступают женщинам место в транспорте! Я говорила, сто это нормально, он доказывал что нет, я говорю ну ты так считаешь, а у меня другое мнение, и тогда он начал кричать иди со своим мнением с вещами! Я всегда должна была соглашаться с ним даже если он не прав! ! ! Он никогда не извинялся, так как во всех ссорах была виновата я, он так мне внушал! ! ! Он на меня поднимал руку, а потом я подходила и извинялась, потому что он говорил что это я виновата, что это я довела его! А сейчас как прошло время и я поняла, что все таки это не я во всем была виновата, у меня просто ненависть к этому человеку! Мне хочется ему разбить лицо за все то как он вел себя со мной! ! ! И еще от него ушла жена с маленьким ребенком через то, что он поднимал руку на нее! После развода с ней он ходил к психологу, психолог говорила что ты там и там был не прав, а он мне потом говорит, нет это психолог не права потому что она всего не знает, причем он не рассказал что поднимал руку! Он мне внушил, что я с дефектами и непригодна к жизни девушка, это его слова! Как простить и отпустить этот гнев из себя?
Автор вопроса: Алена Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Мостицкая Татьяна Игоревна.
Здравствуйте, Алена.
Исходя из ситуации описанной Вами, Вы долгое время находились в достаточно деструктивных, токсичных отношения, были жертвой не только эмоционального, но и физического насилия. Хорошие новости в том, что Вам удалось избавиться от «романтической» привязанности к Вашему бывшему мужчине и сейчас перешли к стадии гнева. Вы стали ярче и правдоподобнее видеть отношения в которых находились, картинка как будто стала объемнее, и естественно, теперь Вам стало понятно насколько это были травматичные отношения для Вас. Абсолютно нормально, что сейчас Вы переживание стадию злости на отношения которые были, на мужчину, который с Вами так поступал. Это очень хорошая реакция, ведь чаще всего женщины очень тяжело выходят из позиции жертвы, продолжая во всем винить себя. Поэтому, важно осознать, что те эмоции, которые Вы испытываете по отношению к бывшему парню – это этап выздоровления и он очень важен, так как проживая негативные эмоции, которые копились в Вас на протяжении какого-то времени, сейчас получат выход и позволят Вам жить дальше без психологической травмы, созданной отношениями в которых Вы находились, а так же иммунитетом от попадания в такие отношения в дальнейшем. Через некоторое время этот этап сменится другим, но сейчас Вам необходимо признать и принять те эмоции, которые у Вас есть и позволить им быть. Естественно, это не должно переходить в месть, активные действия по нанесению какого-либо ущерба Вашему бывшему. Но Вы должны осознавать, что можете испытывать весь тот спектр негативных эмоции по отношению к нему, который у Вас внутри сейчас есть. Разрешите себе позлиться и тем самым, дайте выход тому травматическому опыту, который у Вас был. Чтобы было проще совладать с этими эмоциями, Вы можете завести дневник, куда будете записывать, что Вы чувствуете, какие обиды Вас переполняют, если захочется – поплакать, то не сдерживайте себя и давайте выход переживаниям. Главное, что Вы должны понимать, что испытывать негативные эмоции – это нормально, а так же то, что Вы не должны сделать их центром своей жизни. Пройдет какое-то время, прежде чем Вы сможете отпустить эту ситуацию и обиды на мужчину, но пока этого не произошло, постарайтесь отвлекаться на друзей, работу, займитесь тем, что давно хотели попробовать, а если эмоции будут снова накатывать, то выписывая их, Вы сможете научиться контролировать их. Я не знаю. Общаетесь ли вы сейчас с бывшим молодым человеком, но если да, то предложу Вам минимизировать общение или прекратить его вовсе, так Вам будет проще пережить эти эмоции. После, Вы можете избавиться от дневника, сжечь или порвать его , если будете испытывать в этом необходимость. Так же хочу подчеркнуть, что если Вы будете ощущать, что негативные эмоции Вас слишком захлестывают и справиться с ними самостоятельно Вы не можете – это будет поводом для обращения к психологу в очном формате.
С уважением,
Татьяна.