Умерла мама. Я чувствую страшную вину перед ней.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Случилось самое ужасное событие в моей жизни. Умерла моя мама. Я этого боялась всю жизнь. Мама жила у меня в семье. Помогала мне когда была здорова. Мой муж с набаты принёс ковид в семью, отчего и умерла моя мама. Косил он поймал на работе. Мне очень тяжело сейчас. Я иногда злюсь сильно за это на мужа. Я его много раз просила носить на работе респиратор, маски. Он чисто теоретически носил.
Маме было 69 лет. Я с ней обсуждала всегда всю свою жизнь, все свои действия и намерения. Секретов от неё не было. Не могу забыть и простить себе последние пару дней перед смертью мамы. Я её упрекнула в её отношении ко мне когда она меня хотела отдать замуж за богатого и пожилого мужчину, оставив меня с ним в гостинице в 18 лет. Я тогда ничего не понимала. Но правда через 30 минут передумала и вернулась за мной. Потом попрекнула её , вспомнив что она когда то когда сказала идти танцевать в стриптиз клуб когда мне было 20 лет, чтобы обеспечить деньгами себя, и помочь ей и брату. Даже не знаю зачем я стала упрекать её перед смертью. Самое главное, что об этих двух случаях я даже и не вспоминала целых 20 лет. Понять не могу-зачем я её стала упрекать. И третье за то что-то переживаю-это то, что она меня попросила накрыть её одеялом-а я вместо того чтобы накрыть стала придираться-почему она сама себя не накроет, если она в состоянии это сделать. Дело в томи что в это время я тоже болела ковидом. Мне пришлось готовить еду, убирать и тд на всю семью. А у меня была тоже температура, ну и самочувствие не из лучшего. Когда я маму спросила почему она не может накрыться-она сказала что у неё отказали руки. Я была в полнейшем шоке и сказала что вызываю срочно скорую. Когда она услышала про скорую- то быстро и бодро набросила на себя одеяло. Я сильно обиделась-ну как будто меня обманывают.
Так мне стало жаль за эти случаи. Я так жалею что все это случилось на кануне её смерти. Вместо того чтобы пожалеть маму-я её упрекала. Хотя в это время я на маму не кричала. А говорила все спокойным голосом.
А ещё где-то за пол года до смерти-мама гуляла на улице. Приходит домой и говорит мне что ей плохо и она скоро умрет. И показывает мне скрюченную руку. Она выглядела больной. Я её в этот момент не обняла и не пожалела, а стала упрекать в том что она меня этим пугает. Я действительно сильно напугалась. У меня даже как то ноги ослабли на мгновение. . Для меня это было шоком. Я попросила меня не пугать. И спросила -за что мне все это? Дело в том что меня мама отдала на воспитание бабушки до 7 лет. Только с 7 лет я начала жить с родителями. До этого меня полностью воспитывали бабушка и дедушка. Я маму тоже в этом упрекнула. Потом мама слегла. Я за ней ухаживала. Водила к врачам. Надеялась на выздоровление. Ей поставили диагноз васкулита.
Сегодня я не могу себе простить все эти упрёки моей маме. Я чувствую страшную вину перед ней. Очень сильную вину за то, что упрекала её и высказывала ей, когда можно было радоваться что мама была со мной рядом. Мама умерла 3 месяца назад. А я все плачу по ней как малый ребёнок. Это мешает мне жить, наслаждаться своей семьей. Я забросила свою карьеру. Все не так как раньше. Все не правильно сейчас. Я часто плачу и грущу. И самое главное -виню, очень сильно себя виню. И да-я попросила у неё прощение перед смертью. На что она мне сказала, что я ничего плохого ей не делала.
Автор вопроса: Оксана Возраст: 41

На вопрос отвечает психолог Унтерова Виктория Владимировна.
Здравствуйте, Оксана! Очень сочувствую вашей утрате. Когда мы теряем близких, можем искать свою вину в прошлом, но Вы вели себя так, как позволяли ситуации, в которых Вы находились. Ведь, например, когда ваша мама просила, чтобы Вы ее укрыли, Вы и сами были не в лучшем состоянии здоровья.
в ваших отношениях с мамой было много всего, что сейчас затрагивает Вас эмоционально, ухудшает ваше состоянии. Вам уже нелегко, Вы скорбите. и чувство вины, прокручивание негативных мыслей не пойдут Вам на пользу.
ваша связь с мамой все равно осталась, хотя мама и ушла из жизни. Мы сохраняем связь с близкими до тех пор, пока живы сами.
Поэтому Вы можете все, что не успели сказать, все свои обиды, все слова благодарности, все, за что ощущаете свою вину адресовать маме на бумаге или представив, что она слышит Вас, высказать вслух.
Пишите или говорите столько, сколько Вам нужно, это может длиться не один день. Если будете писать, то эти письма можно затем сжечь и развеять пепел, представляя, что энергия ваших слов доходит до вашей мамы.
Все. что вы ощущаете сейчас - совершенно нормально. Но попробуйте помочь себе преодолеть эту боль. Она не уйдет сразу. Мы проживаем утрату близких более года, точный срок зависит от самого человека, от его образа жизни, от того, есть ли поддержка, заботится ли человек о себе сам.
Но, Оксана, пусть даже Вам сейчас в это сложно поверить, рано или поздно боль отступит. Это не значит, что Вы забудете свою маму. Конечно, Вы будете ее помнить и грустить, но это будет светлая грусть, без самобичевания, обвинений и раздирающей душу боли.
Сил Вам!
С уважением,
Виктория.