Вспоминаю бывшего мужа и продолжаю ненавидеть.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне 36 лет. Дважды была замужем. В первый раз в 20 лет из-за беременности, ребёнок родился больной и вскоре с мужем разошлись, конфликтно, скандально, болезненно. Спустя 5 лет вышла замуж во второй раз. Сейчас, я думаю, что не было никакой любви. Заинтересованность какая-то, давление стереотипов, что надо замуж. При всём желании замуж выходила с каким-то тяжёлым сердцем. Там всем руководила свекровь, тоталитарная женщина. Я потерпела года полтора и стала выставлять свои условия и границы, а муж, как оказалось, не особо и хотел от мамы отделяться. Не совпали мы не темпераментом, ни желаниями, ни взглядами. Сначала пыталась разговаривать, договариваться, потом ругаться, выяснять отношения, потом появилось полное отторжение и безразличие. Год жили номинально, без близости. Потом он однажды спросил а почему я не подхожу мириться, я спросила о том же. Он ответил, что не хочет. Какие ко мне тогда вопросы?! Так и разошлись, молча. Как гора с плеч. Но это с одной стороны. Казалось что надо бы забыть и всё. А я иногда вспоминаю его отношение ко мне и начинаю кипеть, просто ненавидеть. За безразличие его ко всему, ко мне, за то что он пассивно как то понизил мою самооценку. Он не хотел спать в одной спальне, играл ночами в компьютерные игры, отталкивал меня. Ни ласкового слова, ни комплимента. Меня тогда словно растоптали, причём активного он ничего не предпринимал, просто безразличие и игнор ко всему, что от меня исходило. И этот гнев он временами меня охватывает до сих пор. Нет, нет желания что-то выяснять, мстить. Я просто бешусь внутри. И я не могу с этой злостью справиться. Хотя сейчас у меня есть мужчина, очень внимательный, у нас всё хорошо. Откуда это всплывает и почему, и как мне от этого чувства избавиться?
Автор вопроса: Светлана Возраст: 36

На вопрос отвечает психолог Мололкина Светлана Владимировна.
Здравствуйте, Светлана. Очень похоже на то, что ваша злость, гнев на бывшего – на самом деле адресованы не ему, а как некий немой крик (во вселенную, миру, родителям) почему со мной не считались? Почему я не ценная, не значимая? И дело здесь вовсе не в бывшем (просто эти эмоции и чувства в полной мере вы прожили именно в период замужества). Но живут они не в прошлом, а в вас. И всплывают в виде обиды на бывшего, когда в жизни (не важно, на работе, в отношениях) снова возникают ситуации, когда с вами не считаются, игнорируют и т.д. и вы снова и снова проживаете это ощущение ненужности. А гнев и обида – всего лишь защита хрупкого «Я» от боли.
Ведь если бы на вашем месте (в браке) была девушка со стабильной самооценкой (самодостаточная личность), она вместо обиды на мужа, который завис в компьютере, нашла себе массу приятных дел –смотрела интересные фильмы, читала, болтала с подругами, играла с ребенком и т.д. – т.е. занималась собой, а не ждала (не перекладывала ответственность) от другого, что ей уделят внимание. Фокус внимания был бы на себе, а не на других. Такие люди не говорят «а мне не сказали…мне не дали..мне не объяснили», они мыслят иначе «я правильно вас поняла..я хочу получить..подскажите пожалуйста». Когда нет обиды на других – нет и конфликтов, и в жизни все как-то проще складывается.
Светлана, вы уже слышали наверное, что все наши проблемы родом из детства. Именно в детстве вам не дали того, что формирует уверенность в себе и самоценность на всю жизнь. И у таких детей самооценка остается «плавающей», и при любой дестабилизации просто проваливается. Вот с этим и нужно работать. С психологом это будет быстрее и результативнее, но если такой возможности нет, то выравнивать самооценку можно постепенно самостоятельно. Ежедневно хвалите себя за любые мелочи, попросите подруг составить ваш «психологический портрет» - просто написать все ваши сильные стороны и те качества, за которые они вас любят и дружат с именно с вами. Сравните – совпадают ли они с тем, что вы сами думаете о себе. Станьте сама себе любящим родителем. Не ждите, когда вас оценят другие – цените себя сами. И ваши негативные эмоции скоро уйдут бесследно. Желаю вам взаимоуважения с близкими и много позитивных моментов в жизни.
С уважением, Светлана Владимировна.