Еда стала центром моей жизни. Не могу похудеть после многочисленных попыток.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я худею сколько себя помню. В детстве была немного полной, как и большинство детей. Классе в 7-8 решила похудеть. Тогда я ничего не знала по поводу диет, правильного питания, спорта, поэтому все, что я сделала, это отказалась от ужина, оставив 2 приема пищи в день. Тогда я действительно похудела (52 кг при росте 170), на меня стали обращать внимание парни и я была полностью довольна тем, как я выгляжу. К классу 11 я снова немного набрала (56 кг при росте 170). Но надо было худеть к выпускному. На этот раз я подошла к делу со всей ответственностью, начала придерживаться правильного питания, ела 5 раз в день маленькими порциями. С этого этапа в моей жизни начался ад. Ограничения в сладком начали приводить к срывам. Я набрасывалась на еду, потом винила себя, со следующего дня снова ограничивала себя. Надо сказать, к выпускному я не только не скинула вес, но и набрала. 1 курс в университете был очень сложным в эмоциональном плане. Я очень много плакала и заедала все свои проблемы и негативные эмоции. Вес был в районе 58 при росте 170, т.е. совсем нормальный, здоровый вес. Хотелось, конечно, меньше, но в то время меня он не смущал. Я чувствовала себя красивой. Единственной проблемой были периодические переедания и заедания тревоги, скуки, грусти, одиночества.
На втором курсе я начала встречаться с парнем. Он был красивым, умным, веселым, спортивным. Меня вдохновляло то, что он, такой красивый, обратил на меня внимание. Он постоянно делал мне комплименты, я чувствовала себя любимой, красивой, желанной. Я снова начала правильно питаться. Мой вес снизился до 53, что очень радовало меня. Я была по-настоящему счастливой. Через год отношений он меня бросил. Я очень сильно страдала тогда и снова начала заедать свои эмоции. Прошло уже 2 года с момента расставания, я уже простила этого человека, мне больше не больно. Но вера в себя исчезла. Я больше не чувствую себя красивой, хотя после расставания со мной знакомились парни. Вес подошел к 60 кг. Было множество попыток похудеть, но после месяца правильного питания и гармоничных отношений с едой, я, по той или иной причине, снова и снова срываюсь. И с каждой такой неудачной попыткой веры в себя остается все меньше.
Сейчас во мне очень много негатива. Я ненавижу себя и свое тело. После каждого приема пищи я рыдаю от бессилия. Вся моя жизнь вертится вокруг еды. Еда перестала быть источником энергии, она стала источником удовольствия, развлечением, даже наказанием. Я не понимаю, почему так происходит. Ведь мне нравится питаться правильно. Когда я беру себя в руки и начинаю худеть, ко мне возвращается любовь к себе, я чувствую гармонию с миром, с собой, мое эмоциональное состояние улучшается. Так почему я возвращаюсь к перееданию? Почему я снова и снова набираю сброшенный вес? Я пробовала и подсчет калорий, и ограничения, и просто правильно питание, и осознанное питание. Итог всегда один - срыв на переедание.
Как мне обрести гармоничные отношения с собой и с едой? Я не хочу принимать свое тело в этом весе (60 кг).
P.s. А еще, я чаще всего срываюсь на сладости, когда приезжаю домой к родителям. Поэтому у меня напряженные отношения с ними. Я говорила им о своих проблемах с едой, но они отмахиваются и заботливо подсовывают мне конфеты. Я злюсь, съедаю огромное количество конфет родителям на зло, а потом виню их в этом и ненавижу себя. Звучит глупо, но такое происходит часто.
Автор вопроса: Лина Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Лина!
Так или иначе, все мы сталкиваемся со стандартами в своей жизни. Это и правила, соблюдение которых требует общество и государство, это и нормы, которые навязывают нам производители товаров и окружающие, не способные принять свою индивидуальность. И если с одними мириться легко, потому что они вносят порядок и снимают тревогу в нашей жизни, то с другими происходит все в точности наоборот – они привносят в нашу жизнь тревогу и лишают нас покоя и уверенности в себе и будущем.
Стандарты красоты, на мой взгляд, как раз к таким и относятся. А еще они совершенно не учитывают индивидуальность, не соотносятся с реальностью и не являются, по большому счету, даже отражением мнения большинства социума. И тем не менее, они имеют над нами власть. В том объеме, который мы позволяем им иметь над нами сами.
Откуда берется отношение к своему телу как к чему-то чужеродному, не имеющему права выглядеть так, как оно выглядит? Ответов на этот вопрос и может быть множество и каждый из них связан с историей развития конкретного недовольного собой человека.
Будет ли это страх остаться отвергнутым теми, кто для человека важен, или постоянные сигналы извне на несоответствие себя стандартам, которые предлагают другие, или даже ощущение себя недостойным любви и внимания других не важно. Важно, что причина станет для человека тем камнем на дороге, о который он будет спотыкаться каждый раз, когда будет попадать в ситуацию, связанную с недостатком удовольствий в его жизни, неудовлетворенности собой и другими.
Почему недостаток удовольствий так влияет на нашу потребность «закусить» возникшую проблему? Потому, что пища и процесс ее приема одно из первых доступных нам удовольствий, наряду с тактильным контактом, обонянием и слухом, через которые в очень раннем возрасте человек имеет возможность снять тревожность перед окружающим его миром. Запах матери, ее голос, ее прикосновения и грудное молоко, насыщающее ребенка – вот тот минимум, который позволяет ребенку примириться с тревогой и страхом перед неизвестным ему еще окружающим миром. А сытость еще и позволяет расслабиться и позволить на время окунуться в мир сладких грез и спокойствия. Так что источник «заедания» проблем в неумении или неспособности использовать более зрелые способы получения радости и удовлетворения от жизни. Ведь использовать энергию вовне на преодоление проблем, движение вперед в своем развитии, гораздо сложнее, чем сохранить ее внутри себя.
От чего прячется человек в попытках совладать с собственным желанием съесть что-нибудь вкусненькое или помеченное как «запретное» в собственной системе ценности тела? Конечно же от ответственности. От ответственности перед собой, от необходимости бороться за свое право быть таким, каким комфортно быть ему. Скажете это абсурд, ведь борьба с «лишним весом» это уже ответственность перед собой, а проигрыш в этой борьбе – вот она безответственность перед собой и окружением. Но психике все равно, что Вы думаете по этому поводу. В ее понимании, Вам не хватает «положительных» эмоций, витаминов, брони для сохранности перед нападками окружения, защиты от посягательств на Ваше «Я» и она вновь будет толкать Вас к сладкому, к такой вредной еде, к увеличению ее количества, чтобы получить подтверждение о достаточности прилагаемых ее усилий при-вести к гармонии Ваше внутреннее пространство. И вот уже родные и близкие подсовывают Вам конфетки, а у подруги на празднике любимый салатик или шашлычок, а в кино такой вкусный фастфуд. И сопротивляться невозможно, потому что тревога будет только усиливаться, а мир становиться только опаснее, а окружение еще более безжалостным.
Но это все лирика. Можно много услышать о том, что надо научиться любить себя таким, какой ты есть, что нет необходимости бороться с собой и своими потребностями. Только вот сложность в том, что срывы и происходят из-за невозможности этой самой любви, неспособности принять себя, неумения строить отношения с другими в другом формате, кроме как ориентируясь на внешние признаки, где тело и внешность играют далеко не последнюю роль. А как понять СВОИ потребности, если постоянно занят попытками соответствовать потребностям других?
В теле любого человека с лишним весом живет худенький и напуганный ребенок, который так боится не соответствовать требованиям других, которых обычно очень много для него одного, что просто ищет способ сразу перестать интересовать других, чтобы эти требования к нему вообще не предъявлялись.
Это о проблеме вообще. Теперь о Вашем частном случае. Кто и почему внушил Вам, что Ваши пропорции далеки от идеала, неверное, не важно. Важно, что Вы поверили в это сама и впустили эту гонку за идеалом в свою жизнь. Но идеалы у каждого времени свои. Они даже зависят от времени года и цвета кожи, разреза глаз и культуры того окружения, где человек может оказаться. И «кувшин» это всего лишь тара, в которую можно налить и нектар, и яд. От этого ценность самого кувшина не меняется. Так может быть стоит задуматься над тем, какое содержимое у Вашего неидеального «кувшина»? Может быть стоит отпустить контроль за внешностью и руководствоваться собственным ощущением комфорта в теле, а не гнаться за реакцией окружения на Ваши достижения в области издевательства над ним? К тому же 170/60 вполне комфортный и пропорциональный показатель для счастливой жизни.
Борьба с собственным телом, обычно, заведомо проигрышное сражение. Потому что у тела гораздо больше возможностей отмстить за насилие над ним.
Поэтому предлагаю, не просто рефлексировать на тему «какая я неудачница в борьбе с лишним весом», а найти внутри себя достаточную мотивацию для здорового об-раза жизни и мышления, не направленного на саморазрушение. Потому что проигрыш самой себе и бьет больнее всего по собственной самооценке. Сначала поймите, для чего Вы начали эту борьбу. Убедитесь, что она нужна именно Вам, а не очередному парню или на зависть подружке, или для новой вещи, в которой будете эффектно смотреться один раз. Заполните свою жизнь событиями, чтобы еда не оставалась единственным способом получения положительных эмоций. Увлекитесь чем-то или кем-то, не пытаясь казаться лучше, чем Вы есть, «не прогибайтесь под изменчивый мир», разрешите себе жить по своим условиям, предъявите миру свои стандарты и соответствуйте только им, не озираясь на навязываемые другими, если они Вам не подходят или мешают получать удовольствия.
Наполняйте себя новыми знаниями и впечатлениями, окружайте новыми людьми событиями. И тогда еда перестанет быть центром Вашей жизни, а уступит месту чему-то более ценному и важному в Вас и для Вас.
Если что-то из сказанного кажется непонятным или вызывает вопросы, уточняйте, спрашивайте, ищите тех, кто поможет разобраться в этом и в себе. Забота о себе начинается со знакомства с собой, а в этом психотерапия один из лучших помощников. Учитесь доверять телу и его сигналам, учитесь распознавать чувства, чтобы не путать голод со страхом и агрессией. Если знаешь о чувствах, то знаешь и как с ними еще можно справляться, кроме универсального затыкания рта самой себе.
С уважением, Елена Гладкова