Что я могу сделать для проработки детских и подростковых психотравм связанных с приятием тела?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне 25 лет, живу с парнем три года, не замужем. Росла в семье без отца, но с отчимом. С мамой до сих пор очень близки. Я единственный ребёнок в семье.
Я имею лишний вес, но не критичный. Но тело и все что связанно с интимной жизнью для меня больная тема.
Очень люблю сладкое, буквально зависима от него. Последние три года набрала около 17 лишних килограмм. Вес начал набираться тогда, когда начали жить вместе с парнем. Он всегда против того чтобы я ела сладкое, говорит что это очень вредно для здоровья, от этого мне ещё больше хочется его есть.
Я начала самостоятельно разбирать эту тему по частям, с самого детства, постоянно всплывают несколько моментов: Когда мне было примерно 4 года и я спросила у мамы почему женские и мужские половые органы отличаются - мама меня серьезно пристыдила за этот вопрос. Я понимаю что она просто была к нему не готова. Сейчас мама такого не помнит.
Так же, когда мне было лет 10 и у меня начала расти грудь одна взрослая знакомая сказала мне что я сутулюсь и все равно все видят что грудь есть. Мне стало стыдно.
Когда мне было лет 13 и у меня началось половое созревание мама часто вроде как в шутку говорила «ты уже становишься девушкой» «ты цветёшь» и мне было ужасно стыдно и неприятно это слышать. Я как можно дольше хотела оставаться ребёнком. И со взрослыми(своими родственниками как правило) я до сих пор включаю ребёнка бессознательно, у меня меняется голос и повадки.
Когда кто то из родственников намекает на то что им показалось что я беременна мне становится ужасно неприятно, стыдно, противно от этого. Как я понимаю от того что я не хочу чтобы даже на секунду кто то задумался о том что у меня может быть интимная жизнь.
Так же когда к нам в гости приезжают родственники мои или парня, мне не хочется что бы кто то из них видел спальню, кровать, потому что очевидно что на этой кровати я занимаюсь любовью.
Это может быть связано так же с тем что в детстве, примерно с 9 до 13 лет я боялась своего отчима в половом плане. С его стороны были какие то странные прикосновения или взгляды, но я всегда убеждала себя в том что мне показалось. Но сейчас понимаю что это все было.
Ещё я слышала их с мамой половую жизнь по ночам и мне было отвратительно, противно и ужасно.
С 19 до 21 в моей жизни был интим, и в плане тела было все относительно в порядке. Я не считала себя идеальной, но и лишнего веса в таких количествах как сейчас никогда не было. Но когда начала жить с парнем, сначала все было хорошо но со временем все больше развивается неприязнь к телу, и к половой жизни. По мере того как набираю вес возможно.
Скажите, можно ли как то самостоятельно проработать психотравмы, которые я вытащила из своего сознания(или подсознания)? Я вытащила все эти эпизоды, осознаю их и чувствую что неприятие тела и вес могут быть связаны именно с этим. Но что с этими эпизодами делать - не знаю. Как их прорабатывать? Возможно ли хотя бы частично сделать это самостоятельно?
С уважением
Ирина
Автор вопроса: Ирина Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Соловьева Анна Романовна.
Здравствуйте, Ирина.
Непростую задачку вы ставите. Сложно дать вам рекомендации по самостоятельному разблокированию такой проблемы, т.к. терапевту необходимо постоянно корректировать клиента, прояснять установки и подтверждать или опровергать свои гипотезы, понимать ваши ресурсы и опоры. Из вашего описания можно предположить механизм формирования глубинной проблемы самоотношения и страха взрослеть, в плане полового созревания, - отрицания собственной сексуальности, страха интимной близости, основанный на психотравмирующем опыте.
В такой психотерапевтической работе необходимо удерживать сразу несколько векторов:
- очевидная симптоматика – переедание и набор веса, как способ защиты себя от сексуального интереса извне (сделать тело менее привлекательным и бесформенным), так и заедание негативных эмоций (фрустрации сексуальных потребностей, их подмена сладким; эмоций, связанных с травмирующим опытом). Здесь могут быть применены: пищевой дневник с анализом потребностей (голод физический или эмоциональный, потребность в еде или в поддержке и теплом контакте) и триггеров (что спровоцировало? на что среагировала?); поиск альтернативных источников удовлетворения истинных потребностей и постепенное их внедрение взамен пищи; освоение и применение способов снижения реакций на триггеры (н-р: «я считала намек о сексуальном желании партнера, среагировала тревогой, стыдом, машинально заела сладким, почувствовала вину, что набираю вес и партнер не доволен, снова заедаю»,- заменяем: «говорю о своей тревоге\вине (чувствах) партнеру\другому близкому лицу, обсуждаю с ним потребность в поддержке и как он может ее дать, использую способы снижения тревоги (дыхание, телесные упражнения), обращаюсь к своим другим источникам удовольствия – музыка, творчество, природа…); стратегия рафинирования удовольствия от еды с проведением аналогии «свидание с любовником = потребление сладкого» (можете поискать ответы в книге Дж. Нардонэ «В плену у еды»).
- первичная травма и работа с ней, направленная на коррекцию сформировавшегося тогда самовосприятия собственной сексуальности («Я грязная», «я провоцирую сексуальный интерес отчима – я плохая», «заниматься любовью стыдно и отвратительно»…). Необходимо трансформировать негативные установки на положительные («получать удовольствие от секса – это естественно», «секс без удовольствия можно прекратить в любой момент», «быть привлекательной и женственной приятно», «я привлекательная и сексуальная женщина», «я имею право на удовольствия и удовлетворение своих потребностей», «я не в ответе за грязные мысли и намерения других людей, это не моя вина»…). Работа с чувством стыда, вины, умением защищать свои границы, выражать гнев, отказ.
-работа детской и взрослой частями личности.
Я обозначила лишь предположения, сделанные из вашего письма, которые требуют подтверждения и конкретизации.
Все это достаточно глубинные процессы, требующие безопасных условий, выстроенных стратегий и последовательных действий. Желательно, конечно, обратиться к специалисту. Вы большая молодец - достаточно многое уже смогли осознать, вытащить на поверхность и отрефлексировать. Теперь вам нужен «штурман», опора, чтобы скоординировать усилия, подключить необходимые ресурсы, грамотно их использовать и «сложить пазл» заново.
В качестве источников дополнительной информации могу порекомендовать также: Эмили Нагоски «Как хочет женщина. Мастер-класс по науке секса», издательство «Манн, Иванов и Фербер»; Алена Камышевская «Мой секс», издательство «Бумкнига»; Юлия Лапина «Тело, еда, секс и тревога. Что беспокоит современную женщину. Исследование клинического психолога», издательство «Альпина нон-фикшн». В качестве опоры для самопомощи может стать сообщество «Анонимные обжоры» или «Анонимные переедающие», основанное на программе 12 шагов.
Удачи Вам, Ирина.
С уважением, Анна Соловьева.