Страх похудения. Как убрать эту тревогу?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! 6 лет назад я решила начать похудение и увлеклась им настолько, что довела свой организм до истощения и мне был поставлен диагноз нервная анорексия. С ним я прожила 2 года, никаких мер не принимала к лечению. Меня было трудно убедить на тот момент, что мне просто необходимо поправиться. Мои "отнекивания" в одночасье стали играть со мной злую шутку: у меня появились приступы компульсивного переедания. Усилились они в период моего переезда в другой город для обучения в институте. Буквально за 3 месяца первого курса я набрала 20 кг! Мое отчаяние было ужасным. Я ненавидела себя, ненавидела свою жизнь. Чтобы как-то привести себя в порядок я стала меняться изнутри. Пробовала себя в новых сферах, знакомилась с новыми людьми, не давала себе замкнуться. Через 3,5 года студенческой жизни переедания стали меня покидать. Я пытаюсь освоить интуитивное питание, любить себя и вообще позитивно относиться к жизни. Сейчас хочу скинуть вес. С моими нынешними параметрами мне жить некомфортно (выпирает живот, второй подбородок, постоянная одышка да и вообще хочется обрести свое хрупкое былое телосложение, которым наделила меня природа при рождении и от которого я избавилась, не понятно зачем на тот момент решив похудеть). Только вот в чем проблема: естественным путем вес мой уходить не хочет (питаться я стала правильно, в калории укладываюсь. подключила тренировки). Мне кажется, это как-то связано с уже патологической боязнью моего организма похудеть. Сколько бы не убеждала себя я, что как раньше не будет, все равно какой-то ком в горле встает, а в мозгу появляется паника. Скажите, пожалуйста, как убрать эту тревогу? Со многими проблемами внутренними мне уже удалось справиться самой, но вот этот страх похудеть почему-то никак не уходит.
Автор вопроса: Дарья Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Шмыголь Ольга Васильевна.
Здравствуйте, Дарья!
Хочется Вас как-то поддержать сейчас, так как Вы уже делаете многое для того, чтобы привести свое тело в порядок, а это действительно тяжело, приходится преодолевать себя, прилагать волевые усилия. Дарья, в своем письме Вы спрашиваете «как убрать эту тревогу?», но здесь возникает вопрос: Вашу тревогу или предполагаемую "патологическую боязнь" Вашего организма, который, исходя из описания в письме, также как и диагноз, как будто живет отдельной жизнью, выстраивает какие-то отношения с Вами:
«С ним я прожила 2 года»;
«... "отнекивания" в одночасье стали играть со мной злую шутку»;
«Через 3,5 года студенческой жизни переедания стали меня покидать»;
«...естественным путем вес мой уходить не хочет»;
«...патологической боязнью моего организма похудеть»;
«...в мозгу появляется паника».
Предлагаю Вам для начала «объединить» всё это, описывая не от 3-го лица, а от 1-го, так как это не отдельное что-то, а это и есть Вы. Попробуйте перефразировать перечисленные выше предложения (к примеру, «Я боюсь», «У меня паника», «Я не худею» и т.п.). Возможно после этого Вы испытаете еще какие-то эмоциональные переживания, кроме тревоги и страха. Подумайте о происхождении этих чувств, как часто они присутствуют в Вашей жизни. Отношения с кем Вам заменили эти эмоциональные переживания (это могут быть родители, друзья, сверстники, коллеги, противоположный пол)? Еда – это компенсация того, чего не достает. Часто бывает трудно понять, что именно не хватает человеку, и тогда он пытается заполнить эмоциональную пустоту разными способами: обжорством, алкоголем, наркотиками, компьютерными играми или другими зависимостями (трудоголизмом, созависимыми отношениями).
Для того, чтобы понять как можно справиться с тревогой, необходимо проанализировать, откуда она берет свое начало. Компульсивное переедание – это признак эмоциональной неудовлетворенности, причинами которой могут быть: одиночество, отсутствие поддержки и удовлетворительных близких отношений, стресс, переживание горя, подавляемые сильные чувства (злость, обида, зависть), чрезмерный контроль и самоконтроль в других областях жизни.
Спросите себя о возможных страхах:
1) Что в Вашей жизни происходило 6 лет назад, когда было принято решение начать худеть? Были ли какие-то ситуации, которые Вы сильно переживали в детском возрасте (возникало похожее чувство страха, тревоги)? Какие отношения были в Вашей родительской семье: между родителями, у Вас с родителями, с другими членами семьи? Следует отметить, что часто нарушения отношений в семейной системе, а также стрессовые реакции приводят к развитию заболеваний у детей. Одну из реакций на стресс (смена места жительства, новая обстановка) Вы описали в своем письме - «...появились приступы компульсивного переедания. Усилились они в период моего переезда в другой город для обучения в институте. Буквально за 3 месяца первого курса я набрала 20 кг!».
2) Почему сейчас Вы подсознательно боитесь стать стройнее? Возьмите листок бумаги и напишите на нем: «Еда для меня – это…» и дальше перечислите, что для Вас еда. Проанализируйте каждый пункт этого списка и спросите себя: как я могу удовлетворить эти потребности другими способами, и для каждой потребности пропишите их. Если в Ваших ответах получился ответ - использую еду в качестве способа справиться с переживаниями, похудение может внушать опасения. Если еда помогает Вам снять эмоциональное напряжение, то с лишним весом будет трудно справиться, по крайней мере до тех пор, пока вы не найдете другое средство избавления от своих тревог.
3) На что похож Ваш страх? Можете его представить с закрытыми глазами в виде какого-нибудь образа или нарисовать. Где в теле он находится? Описанный Вами «ком в горле» - это он (страх) или другое какое-то чувство? Что хочется с ним сделать (проделайте это мысленно или на бумаге с полученным рисунком)?
Чем лучше Вы будете понимать свои эмоции, тем легче будете справляться со стрессовыми ситуациями, не прибегая к помощи еды. Осознание своих страхов и переживаний — это важный шаг в работе над ними, но, к сожалению, иногда этого бывает недостаточно. При нервной анорексии и компульсивном переедании всегда рекомендуется длительная и регулярная работа под руководством психотерапевта или психолога. Эмоциональная неудовлетворенность может означать любой разлад в области чувств. Он может быть ситуативным (проходящим), то есть какая-нибудь конкретная причина привела к такому дисбалансу (например, переезд, расставание с любимым человеком, увольнение с работы), а может быть и постоянным (хроническим) (это «недолюбленность» в детстве, заниженная самооценка, отрицание действительности, психологические травмы) — данные темы эффективнее прорабатывать вместе со специалистом.
Дарья, я надеюсь мой ответ как-то поможет в понимании причин Вашей тревоги, а также в дальнейшей работе над собой.
С уважением, психолог Шмыголь Ольга Васильевна.