Меня волнует мнение окружающих о том, как я выгляжу.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, столкнулась с такой проблемой, что чувствовала себя неуверенной. Все происходит из-за того, что меня волнуют мнение окружающих. Когда я одеваюсь как-то по-другому, не так, как раньше, то все мне дают своё мнение о том, как выгляжу, соответственно мне уже что-то перехочется так одеваться. Я прошу этих людей не высказывать свое мнение, но они это продолжают делать. Мне после их слов становится неприятно смотреть на себя в зеркало.
Позже я решила надеть "маску" на себя, так сказать, создать фальшивый образ на себя. Стала делать вид, что мне всё равно, показывая, что не нуждаюсь в их мнении, но глубоко в душе мне очень обидно. Делаю вид самоуверенной девушки, которая любит себя не смотря на все изъяны... Но на самом деле это не так. Возможно это произошло из-за внутренних комплексов. Мне говорили, что у меня слишком большой нос, кривые зубы и т.д., понимаю, что чтобы полюбить себя, надо что-то сделать, но нету денег сейчас, пока учусь в платном заведении.
Я пытаюсь не показывать, как я себя чувствую после таких слов в свой адрес, пытаюсь дать отпор, но все выходит против меня.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Андреева Александра Германовна.
Здравствуйте, Анастасия!
Рада познакомиться с Вами.
Спасибо большое за Ваш подробный и искренний рассказ.
Сочувствую, что Вам приходится жить двойной жизнью: с одной стороны, переживать сильную боль от насмешек окружающих, с другой - прилагать максимум усилий, чтобы не показывать этого. Полагаю, это очень выматывает, впрочем, как и ношение любой маски.
Трудно сказать однозначно, в чем истинная причина Вашей низкой самооценки, Анастасия (как я сделала вывод из Вашего письма, в том, что у Вас низкая самооценка, Вы со мной согласны).
Вот несколько вероятных причин (может быть, они натолкнут Вас на определённые мысли):
- недостаточное принятие со стороны окружающих;
- зависимость от их мнения;
- опыт поражения в прошлом;
- общение с манипуляторами;
- чувство вины и многие другие.
Какой бы ни была причина низкой самооценки, тревожность, которую Вы испытываете от комментариев других людей, подлежит обязательной проработке - как самостоятельной, так и с помощью специалиста.
Что же можно сделать прямо сейчас, чтобы Вы почувствовали себя лучше?
Вот несколько советов.
Во - первых, признайтесь себе, что Вас задевают комментарии окружающих по поводу Вашей внешности. Возьмите ручку и бумагу, поставьте таймер на определенное время (на двадцать, тридцать или шестьдесят минут), сядьте и запишите: "Меня задевают комментарии окружающих по поводу моей внешности, потому что...". Пишите в потоке сознания, именно так, как чувствуете, не прячась от самой себя и не выбирая выражений. Звук таймера будет должен вернуть Вас в реальный мир.
Успокоившись, перечитайте написанное. Возьмите в руки цветной карандаш или маркер и подчеркните ключевые слова в тексте - их Вы сможете позднее использовать в качестве аргументов.
Во -вторых, поговорите с теми, кто комментирует Вашу внешность, там, где комментаторы настроены дружелюбно (то есть являются Вашими друзьями либо приятелями). Сделать это уважительно можно с использованием техники "Я -сообщений", которая состоит из четырех этапов:
(1) - объективное описание ситуации;
(2) - описание собственных чувств;
(3) - причина возникновения этих чувств;
(4) - пожелание на будущее партнеру по общению.
В Вашем случае обращение к комментаторам могло бы выглядеть следующим образом: "Вы часто позволяете себе высказываться по поводу моей внешности (1), и это мне неприятно (2), потому что задевает мои чувства: я испытываю боль и обиду (3). Мне бы в будущем хотелось, чтобы вы воздерживались от подобных оценивающих высказываний в мой адрес (4)".
Подчёркнутые слова из предыдущего упражнения Вы также можете использовать в качестве дополнительных аргументов.
Если комментаторы настроены менее дружелюбно, то можно просто сказать о том, что шутка - это когда смешно всем, если смешно не всем, то это уже самоутверждение за чужой счет, однако в этом случае будьте готовы дать им отпор, Анастасия.
В -третьих, помните, пожалуйста, Анастасия, что ни один человек не бывает полностью доволен своей внешностью.
Здесь будет полезно почитать истории женщин, признанных "иконами стиля", - и вместе с тем стесняющихся собственной внешности: так, например, Анджелина Джоли не любит свои губы, считая их слишком большими, а Николь Кидман признается, что самой проблемной частью своего тела считает живот.
Чтобы не обращать внимания на недостатки своей внешности, можно выгодно подчёркивать ее достоинства: если Вы, к примеру, недовольны своим весом, но природа одарила Вас густыми волосами и крепкими ногтями, сделайте акцент именно на них, сходив в парикмахерскую и сделав маникюр.
Надеюсь, эти простые техники и упражнения помогут обрести уверенность в себе, Анастасия, и, следовательно, взглянуть на себя другими глазами!
Я желаю Вам удaчи!
Пожалуйста, берегите себя.
С уважением, Александра Aндреева, практический, детский и семейный психолог, коуч , МАК - консультант