Как разобраться в чувствах к мужчине?

Вопрос психологу:
Добрый день! Я жила с мужчиной 4 года, у него был лучший друг, который проводил с нами очень много времени. Через некоторое время я разошлась со своим мужчиной, а его друг принял мою сторону и остался моим другом. Он поддерживал меня, когда я переживала расставание и всегда приходил на помощь. Через некоторое время у нас с ним отношения перешли на другую стадию. У нас якобы были отношения мужчины и женщины, но вслух мы об этом не говорили, все шло само собой. В один момент мой бывший узнал об этом и устроил мне истерики, скандалы, обвиняя меня, что с моей стороны это подло, доводил меня до состояния истерики и сумасшествия. В какой-то степени я с ним была согласна и начала отдаляться от второго молодого человека. Бывший (с которым я разошлась) начал идти на примирение, но помириться у нас так и не получилось. Мы с ним остались в нормальных отношениях после всего этого, сейчас даже работаем вместе. При этом, второй мужчина (его бывший друг) начал снова проявлять интерес. Уже не один год мы ходим по кругу. Уже нет сил. События происходят таким образом: я говорю ему, что не люблю и что между нами не может быть тех чувств, которые должны быть у мужчины и женщины, он настаивает и просит, и готов на все, чтоб быть рядом, некоторое время мы общаемся, но потом меня начинает раздражать все в нем, в итоге я прошу оставить меня в покое. Когда он оставляет меня в покое, через месяц я начинаю чувствовать, что меня к нему тянет, и я хочу, чтоб он звонил, писал и приходил. Я начинаю сама проявлять инициативу. Он ведется на это все, и мы снова начинаем общаться. После этого около месяца я к нему испытываю какие-то теплые чувства, иногда даже кажется, что любовь (но я не уверенна), потом постепенно меня начинает все раздражать, и я снова его отталкиваю. Где-то через месяц снова проявляю инициативу. Он говорит, что любит и готов на мне жениться, детей нарожать и жить долго и счастливо. Я такой ход событий допускаю в первый месяц после того, как мы снова начинаем общаться, потом меня эта мысль приводит в ужас, потому что на тот момент я уверенна, что не люблю его. Так продолжается уже не один год. Уже просто нет сил ходить по кругу. Я понимаю, что мной руководят в какой-то степени страхи, но на момент, когда я проявляю инициативу, я уверенна, что у меня к нему какие-то чувства есть, а потом просто раздражение. Я не хочу потерять человека, а потом понять, что это была любовь, но и не хочу перепутать чувство любви с каким-то другим чувством. Я запуталась очень сильно. Это сводит меня с ума.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 34

На вопрос отвечает психолог Соколова Анна Викторовна.
Анастасия, добрый день!
Благодарю за ваше обращение.
Насколько ясно из заголовка вашего обращения, вы хотите разобрать в "чувствах к мужчине". И насколько мне понятно, что мужчина о котором идет речь в заголовке- это друг вашего бывшего мужчины.
Анастасия, если вы внимательно прочтете свое письмо, то найдете четкий ответ на свой вопрос, относительно чувств. Он выглядет так: "я говорю ему, что не люблю и что между нами не может быть тех чувств, которые должны быть у мужчины и женщины...". Если вы говорите правду этому мужчине, то в этих словах заключается ответ на ваш вопрос.
А дальше вы говорите о том, что после того"когда он оставляет меня в покое", "я начинаю чувствовать, что меня к нему тянет, и я хочу, чтоб он звонил, писал и приходил...". Анастасия, данные фразы говорят о том, что вам необходимо мужское внимание и о том, что вы хотите получить от этого мужчины. И обратите внимание, вы ни слова не упомянули о своих чувства.
А вот в течении того времени, когда вы вместе, вы испытываете "КАКИЕ-ТО теплые чувства, иногда даже КАЖЕТСЯ, что любовь (но я НЕ УВЕРЕНА)". А, затем, вы пишите, что вас "начинает все раздражать, и я снова его отталкиваю". "ВСЕ раздражать"? Что вы имеете ввиду, говоря эту фразу? Что именно кроется за таким емким словом "ВСЕ"?
Со стороны ваши "чувства" носят амбивалентный характер. Амбивалентность некоторые психологи относят к психологическому расстройству (или явлению, сопутствующему появлению данных рсстройств), другие- считают нормальным состоянием человека. Смысл этого явления заключается в наличии противоречивых, двойственных чувств по отношению к объекту. Противоречивость заключается в одновременном отталкивании и притяжении. Эти смешанные чувства выглядят как: "люблю и ненавижу", "хочу быть вместе и хочу расстаться".
Анастасия, чтобы разобраться как вам быть дальше в сложившейся ситуации, вам необходимо понять и осознать те страхи, о которых вы упоминаете. Проанализируйте: Какие отношения для вас являются комфортными? Чего вы хотите от отношений? Что для вас значит "любить"? Или от чего вы питаетесь убежать в отношения с этим мужчиной? Чего вы боитесь? Что вас тревожит? Ответьте на эти вопросы честно. В противном случае, обманывая себя, противоречия будут только нарастать. Как только, размышляя и анализируя, вы "поймаете" инсайт ("инсайт" = "озарение"-поймете наконец-то причину), в вашей жизни все вернется на свои места, вы перестанете "ходить по кругу" и противоречия, касательно данной ситуации, оставят вас.
И еще такой момент, ИМХО, амбивалентность-это признак не совсем здорового чувства. Если рассматривать любовь, то это, однозначно позитивное чувство. "Любо́вь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии". (Википедия).
Анастасия, я желаю вам гармонии и женского счастья.
Надеюсь, мой ответ будет полезен для вас.
С уважением, Анна.