В решении вопросов парень очень самоуверен, но часто объективно бывает не прав, и при этом не желает меня слушать.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Очень благодарна, что могу обратиться к вам с вопросом, потому что понимаю необходимость, что сама я не справлюсь с этой проблемой. Мне 21 год, у меня есть парень, ему 20, мы встречаемся полтора года. У него есть замечательные качества в отношениях, которые я по настоящему ценю: он никогда не уходит от разговора (от выяснения отношений), т.е. не сбегает, не оставляет меня одну, даже когда нам обоим очень плохо, он будет поддерживать связь и первый пойдет на примирение. Еще он очень верный, не смотрит на других, и без комплексов - с ним я могу обсуждать что угодно, то есть он всегда поддерживает меня как собеседник и я его тоже. Проблемы начинаются когда доходит до общего дела. Что бы мы ни делали вместе, все сводится к ссоре. В решении вопросов он очень самоуверен, но часто объективно бывает не прав, и при этом не желает меня слушать. Раньше я видела взаимоотношения его с его семьей, по его мнению все очень сильно не правы, а он настолько развит, что его просто никто не понимает, потому что они отсталые, он ругался на свою маму и сестру, и меня это очень пугало, я понимала уже тогда, что если он не изменится, то то же самое будет ждать и меня, когда мы сблизимся. Я говорила ему что так нельзя, потом он даже стал соглашаться что слишком агрессивный, но если случается подобная ситуация, списывает на то, что агрессию ему не побороть за короткий срок и нужно время. Сегодня он действительно стал мягче, и тем не менее, когда мы начинаем что то делать вместе, все выливается в ссору. То есть моя проблема в том, что я просто хочу, чтоб он меня слышал, я говорю с ним об этом, я прошу прислушиваться ко мне чтобы мы могли вместе все обсуждать. Не подумайте, я не посягаю на его волю, я говорю только о вопросах, которые касаются лично меня, или в которых я действительно разбираюсь. Например, не так давно была такая ситуация. Я работаю с архитектурой и дизайнами интерьеров и предложила ему тоже этим заниматься, потому что он уже несколько месяцев сидит дома и не ищет себе работу. Он согласился, сказал что это правда и ему надо попробовать. Но в итоге он не только начал критиковать уроки, которые я ему предложила, но еще и спорить со мной что якобы я не разбираюсь в своей работе. То есть он стал говорить полный бред как он представляет, что все должно происходить, а когда я начинаю описывать факты что это не так, он начинает говорить, что я просто хочу, чтоб он со мной согласился, и что я не могу принять его мнение, но это нормально что у него есть свое мнение отличное от моего. Но, понимаете, он не обладает этой информацией и в том случае он категорически был не прав и не желал меня слушать, в итоге мне просто пришлось оставить эту тему. Далее в течение нескольких недель, когда он продолжал обучаться, он часто психовал, но мои советы он совсем не слушал. Когда я просила быть внимательным, он все пропускал мимо, когда просила быть серьезным, дурачился, и обижался что я строю проблему из ничего. Позже он признался, что не хочет этим заниматься и сейчас пытается устроиться на другую работу, но я понимаю и конечно это очень ожидаемо, и меня не удивило это, я сразу видела его незаинтересованность, но понимаете, это просто была ситуация которая открыла мне глаза. Я стала понимать, что он меня совсем не слушает, в серьезных вопросах, то есть для него мои слова не авторитетны, он не будет меня слушать и будет стоять на своем, хоть сто раз мои слова или доводы будут правильны, а я очень стараюсь их подбирать. То есть я поняла, что в бытовых вопросах у него нет ко мне доверия, что он не готов пойти навстречу. Это очень обижает меня, я плачу, расстраиваюсь, снова и снова прокручиваю происходящее в голове, пытаюсь понять что я делаю не так, что он делает не так и что нам надо делать, чтоб все было так, я пытаюсь обсуждать с ним то, что нам нужно прийти к взаимопониманию, и он соглашается, но потом все возвращается. Я каждый день стала видеть эту проблему в разных вещах и пыталась говорить с ним об этом - в свою очередь он говорит, что это я просто очень обидчивая, и что он при этом совершенно спокоен, то есть проблемы у меня, а не у него, и не ему надо учиться слышать, а мне надо учиться не обижаться. Я критично отношусь к себе и понимаю, что если есть конфликт, то в нем виноваты оба. Вот только не могу понять, мне что, закрывать глаза на то когда он бывает не прав и просто поддерживать его во всем? Любой конфликт интересов приводит к ссоре, а я хочу научиться договариваться. Если я буду всегда с ним согласна даже когда он не прав, тогда мы оба станем не правы, или если я промолчу, для него же станет хуже. Я хочу мира с ним, и он тоже, но похоже мы оба не понимаем как себя вести, но очень хотим сохранить эти отношения. Помогите. Он сегодня после примирения сказал, что не хочет больше ссориться и ему жаль, я знаю, ему правда жаль и мне тоже. Мы ценим друг друга, но что делать, чтоб эти ссоры не повторялись раз за разом? Мы не умеем работать в команде, а ведь мы не враги, но то и дело как будто соревнуемся, вместо того чтоб помогать друг другу в решении задач и делать все вместе. Я понимаю, что тоже виновата и обидами ничего не исправишь, но не понимаю, как переносить поведение, которое мне не нравится без негативных эмоций. Неужели мне стоит не обращать внимания на все? Я готова менять свое отношение к ситуации, но ведь и ему тоже нужно это сделать. Но как? Что делать? В какую сторону двигаться, чтоб работать над нашими отношениями? Пожалуйста, ответьте подробнее и я буду благодарна, если посоветуйте литературу или источники для большего понимания вопроса.
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Перминова Софья Олеговна.
Здравствуйте, Татьяна!
Вы пишите, что очень цените вашего парня, в нем много качеств, которые вам нравятся. И он, видимо, тоже вас ценит, раз поддерживает и не уходит от разговоров. Кроме того, вы оба хотите сохранить отношения и готовы работать над ними – это здорово!
Временами у вас возникают моменты непонимания и конфликты. Это нормально для любой пары. Ведь каждый вырос в своей семье, со своими нормами, привычками, способами решать дела, отношением к близким, моделями поведения и т.д. – все это отличается в каждой семье. Когда встречаются мужчина и женщина, в них встречаются две разные семейные системы – и иногда конфликты неизбежны.
Очень важно научиться воспринимать конфликты не как бедствие и трагедии, а как ВОЗМОЖНОСТИ. Они показывают точки роста – те моменты, где у вас пока нет договоренности и понимания, и над чем нужно поработать, чтобы этого понимания достичь. А значит – сделать отношения еще более гармоничными. Это словно наши маячки-помощники.
Мне сложно заочно анализировать ваши отношения – я не вижу, что действительно происходит между вами, только с ваших слов, но без его точки зрения. Поэтому я поделюсь своими предположениями и видением, а вы сверяйтесь, насколько это похоже на правду.
Давайте посмотрим, на какие точки роста могут показывать ваши конфликты.
В ситуациях, когда вы начинаете делать что-то вместе, если дело касается лично вас либо лично его, но в том вопросе, в котором вы разбираетесь, у вас с ним часто возникают разные мнения. Он считает, что он прав, а вы считаете, что вы правы. И вы начинаете как будто соревноваться – кто правее. Вам хочется, чтобы он прислушивался к вашему мнению и следовал ему. Но у него есть свое, которому он хочет быть верен, хочет получить свой опыт (будь это ошибки или успех), и не соглашается с вами. Вы на это обижаетесь и расстраиваетесь. Происходит ссора. После вы миритесь, сожалеете, что поссорились, хотите научиться договариваться. Но в подобной ситуации все повторяется вновь.
Тут важно понять: а на что конкретно вы обижаетесь? Что вы чувствуете? О чем переживаете? Ну, сделал по-своему и ладно. Почему это вас так сильно задевает?
Могу предположить, что когда он поступает по-своему, вы интерпретируете это как: он мне не доверяет и не ценит. И, может быть, не достаточно любит. Это так? Поищите, какую именно глубинную потребность в вас это задевает. Возможно, в признании, ценности.
А потом спросите его, почему он хочет делать по-своему. Только без попыток убедить его в своей правоте, а доверительно, с искренним интересом к его позиции. Действительно ли для него это означает, что вы для него не ценны (ну, или подставьте свою потребность)? Или, может быть, просто для него важно пройти по своей дороге, а не по проторенной? И лично к вам это не имеет отношения? В чем для него ценность этого? А ценность такого поведения точно есть, если он так яро отстаивает «свой путь».
А еще можете поинтересоваться, а что он чувствует, когда вы ему говорите, что он не прав, а вы лучше знаете, как правильно поступить. Ощущает ли он тогда вашу поддержку и что вы цените его мнение или нет?
Часто причиной конфликтов бывает то, что мы интерпретируем слова и действия другого человека как-то по-своему, через призму своих страхов, опасений, комплексов и т.д., не учитывая его истинной мотивации. А потом обижаемся на свои же мысли.
Поэтому, чтобы научиться договариваться, очень важно уметь СЛЫШАТЬ и себя, и другого человека, вставать на его позицию. И не только ждать этого от другого, а и делать это самой. Возможно, вас обоих обижает та форма, в которой вы высказываете друг другу. Попробуйте сообщить и услышать за этой формой – истинную суть. А что на самом деле этим хочет сказать другой человек, что для него важно? Также ищите другие формы – как можно сказать это, не обидев другого?
Вы пишете, что признаете право каждого иметь свою точку зрения. Но по факту, из примера который вы привели, вы словно не позволяете ему реализовывать его мнение. Для вас оно не верно. И это нормально, что вы можете думать иначе. Попробуйте ненавязчиво сообщить ему об этом, при том оставляя за ним право принимать решение, как поступать, и даже право совершать свои ошибки. Тем более, его работа – это только его выбор. Например: «Я считаю так-то и так-то, этот вариант мне кажется лучше потому что… Это моё мнение, я его просто озвучила тебе, а ты выбирай, конечно, что считаешь лучшим.»
Такая позиция позволяет и вам иметь свое мнение, и ему следовать своему.
Еще один хороший способ наладить диалог и договориться – «Я-высказывания». Он подразумевает, что вы НЕ обвиняете и НЕ упрекаете человека, не говорите, в чем и где он не прав и как ему лучше поступить. А вы сообщаете о себе, своих чувствах и переживаниях и что конкретно вызвало их. Чувствуете разницу? Не о нем, а о себе говорить. В таком случае второй человек воспринимает слова менее критично и больше открывается к тому, чтобы услышать. Можете подробнее почитать про этот способ в интернете, о нем много написано.
Итак, чтобы не повторять эти ссоры раз за разом, важно начать что-то делать по-другому, выходить из замкнутого круга.
Так как пишите мне вы, а не он, я больше говорю о том, что можете сделать лично вы. Как иначе выстраивать диалог, как лучше понять себя и причину обиды, чтобы снизить ее.
Каждый привносит в отношения всего себя, всю свою историю. Поэтому ситуации с парнем могут быть всего лишь поводом, чтобы всколыхнуть ваши глубинные переживания. Задайтесь вопросами: Что с вами происходит? Почему это вас так задевает? Похоже ли это на то, что обижало вас в вашей семье с мамой или папой или еще с кем-то близким? Возможно, эта тема требует более глубокого исследования и работы.
Конечно же, он и его история вносит равный вклад в ваши отношения и конфликты. Мы видим, что он эту реакцию привнес из своей семьи. Например, бывает так, что родители нам постоянно говорят, как нужно жить, не считаясь с нашим мнением. И тогда появляется подсознательная потребность делать только по-своему, не так, как говорят другие, пусть даже это будет ошибочным. Возможно, в его семье была какая-то похожая история (это только предположение). Если у него есть желание, было бы здорово и ему поразбираться со своими реакциями. И, конечно, любые изменения требуют времени.
В общем, тут много интересных вопросов и для самостоятельной работы каждому, и для совместного обсуждения и взаимопонимания. Причины могут быть гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Главное, поговорить об этом спокойно, без лишних эмоций, с желанием понять друг друга.
Хороший вариант – сходить вместе к семейному психологу, который с парами работает. Он поможет лучше услышать и понять друг друга, не погружаясь в эмоции и ссоры. Также можно каждому индивидуально поработать с психологом, разобраться с истинными причинами своих реакций и прийти к конструктиву. Это дает большой толчок как для личного развития, так и для развития отношений в паре.
Рекомендую вам вместе посмотреть документальный фильм, его можно найти в youtube. Называется : « #такудаетсялюбовь » (вот прямо так, в одно слово и с хэштегом). Психолог брала интервью у нескольких пар, обычных мужчин и женщин, которым удалось создать гармоничные и любящие отношения. И они рассказывают, что им в этом помогло. Возможно, и вы для себя найдете там важные принципы.
Татьяна, при необходимости более детальной индивидуальной работы – обращайтесь!
Вы оба молодцы, что не опускаете руки, а ищете пути, как можно решить ситуацию!
Желаю вам взаимопонимания и гармонии с вашим парнем!