Молодой человек уехал в другую страну, и теперь то хочет расставаться, то передумывает.

Вопрос психологу:
Добрый день! У меня есть (сейчас уже может правильнее сказать был) молодой человек, с которым мы вместе около пяти лет. Но в сентябре этого года он уехал учиться в Швейцарию (на 2 года). Сейчас понимаю, какие мы были глупые, что сразу не обсудили, что будет с нашими отношениями и какие у нас планы на будущее. Зимой начались проблемы: он понял, что скорее хочет уезжать заграницу, спросил меня, хочу ли я переехать, но на тот момент мы серьёзно это не обсуждали. Я лишь ответила, что хотела бы конечно, но надо думать, чем я смогу там заниматься, как мне делать визу и так далее. Перед Новым Годом он вернулся и у нас был первый долгий разговор на эту тему. Он рассказывал, как он не представляет себе совместную жизнь через полтора года, к тому же сказал, что начал сомневаться в своих чувствах ко мне (ему там начала нравится другая девушка, с которой они виделись несколько раз). Тогда мы не приняли какого-либо решения. Он говорил, что вновь чувствует, как мы сблизились. И в целом всё было как раньше, мы много гуляли и чудесно проводили время. Тогда же я купила билеты, чтобы поехать к нему в начале февраля (при чём это он говорил про то, что хочет, чтобы я приехала). Когда он уезжал, мы говорили, что будем писать друг другу обо всех тревожных мыслях. В результате мы про это почти никогда говорили, пока в один ужасный день он не написал мне, что у него снова появились все эти сомнения, и что он думает, что лучше будет расстаться. Тогда я была вновь в отчаянии. Я пыталась сказать ему, что испытывать чувства к другому человеку, находясь в отношениях, это абсолютно нормально, это не измена, что понятно, что это обостряется из-за расстояния между нами. Эти разговоры всегда проходили очень нервно, у меня не было ощущения, что он меня слушает, часто отвечал очень резко, от этого мне было сложно сохранять самообладание. Тогда я думала, что всё же не поеду к нему, потому что он предлагал там общаться как просто друзья. Но я поехала, не зная, чего ожидать. Когда приехала, я много плакала, переживала, а он заботился обо мне. В первый же вечер он решил, что у нас не получится общаться как друзья, и до конца поездки мы вели себя почти как раньше (только боялись говорить, что любим друг друга). Там я пыталась читать вместе с ним книгу одного семейного психолога, но он относился к ней со скепсисом, что меня очень сильно задело. Он сказал, что всё, что там написано, понятно, и что там описаны другие ситуации, не такие как у нас. В результате, когда я уезжала, про расставание мы не говорили. А через пару недель, когда мы созванивались, он сказал мне, что любит меня! Это было чудесно. Сказал, что раньше не говорил этого, потому что боялся, но сейчас ему кажется, что времени ещё много и мы успеем выяснить, как разрешить наши проблемы. Но потом снова всё пошло по тому же кругу. Он позвал ту девушку сначала в его команду на одном соревновании (при том, что она в таких вещах не очень разбирается). Я хотела сказать ему, что я не хочу, чтобы он её звал, но потом остановила себя, подумав, что тогда он решит, что я ему не доверяю. На этом соревновании он позвал эту девушку ещё и в бар, куда они собирались сходить с друзьями. Про это он уже мне не говорил. Написал только прямо перед самим баром, а уже когда выпил, написал, что чувствует себя счастливым и несчастным одновременно и хочет расстаться. Тогда мы решили неделю не общаться. Позже он говорил, что тогда ужасно себя чувствовал, как в тумане. Сказал той девушке, что она ему нравится, но та никак не отреагировала. Говорил, что не знает, плохо себя чувствует из-за этого или из-за того, что не может мне написать.
Он снова приедет в конце апреля. И сейчас мы то общаемся, то нет. Но если общаемся на отвлечённые темы, то всё отлично и всё как раньше. Он говорил мне писать про то, как я себя чувствую. Когда мы не общались, просил нашего общего друга спрашивать у меня каждый день, как я себя ощущаю. В общем довольно во многих моментах я ещё вижу его заботу обо мне. Недавно он сказал, что хотел бы встретиться, когда приедет. И что можно не раз встретиться. Что он хотел этого, чтобы понять, чего он всё же хочет. Мы с ним обсуждали, что если расставаться, то по-нормальному. Но если я решаю ему написать про то, что меня волнует в наших отношениях, он сразу как бы отворачивается от меня. Недавно я написала, что я хотела бы обсудить, из-за чего конкретно он хочет расставаться и думал ли он, как можно решить эту проблему. Ещё написала, что нельзя всегда убегать от проблем. В результате мы поругались, но он так по делу ничего и не ответил, лишь сказал, что последние две недели спокойно ощущал себя с мыслью о расставании и что для себя он уже принял это решение. Сказал, что можно ему писать, но не про отношения. После этого я ему больше не писала, но меня это душит. Я очень устала от такой односторонней борьбы за отношения. Я не знаю, как мне понять, что он чувствует. И я думаю, что (судя по тому, как он до этого менял свои решения) он сам не до конца уверен в правильности расставания. Но он только старается не замечать это, опять же бежать ото всех проблем. Я бы и сама рада убежать от проблем. Мне кажется, что ему это даётся в какой-то степени проще: у него новое окружение, новые люди вокруг, много всяких развлечений. А всё, что меня окружает, связано с ним, у меня довольно много свободного времени, которое сейчас очень часто занято страданиями.
Я сама постоянно думаю про то, что проще было бы расстаться, но я не могу так перечеркнуть всё то, что у нас могло бы быть. И мне очень хочется с ним по-взрослому всё обсудить. Он всё время пишет, что хочет помочь мне, но не знает, как. А потом игнорирует мои попытки обсудить, что изначально пошло не так.. Ещё мне хотелось бы лично поговорить, ведь расстаться по сообщению это не то же самое, что расстаться вживую.
Я не могу его заставлять думать об отношениях, но мне кажется, что он боится о них думать, потому что так дорожит ими. Получается какая-то несуразная ситуация: с одной стороны, он говорит, что принял решение и ему с ним спокойно, а с другой не хочет ничего, касающееся этого, обсуждать.
Подскажите, пожалуйста, как выйти из этой петли? Ведь когда мы вместе, все проблемы кажутся решаемыми, а когда не вместе, мы от них отворачиваемся до последнего, когда уже кажется, что один выход --- расставание. Я бы хотела чаще к нему ездить, но Швейцария очень дорогая, к тому же у нас обоих сейчас учёба и работа.. Заранее спасибо огромное за ответ.
Автор вопроса: Даша Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Зыкова Марина Владимировна.
Здравствуйте, дорогая Даша! Сначала хотелось бы отметить мудрость, с которой Вы рассуждаете в своём письме. Вы стремитесь решать недопонимания в отношениях разговорами, а не руганью и обидами. Считаю это замечательным качеством.
Как Вам кажется, перед Вами стоит непростой выбор. Давайте посмотрим на ситуацию со стороны.
Ваш молодой человек занимает очень выгодную и удобную для него позицию. Его полностью устраивает сложившаяся ситуация. У него в жизни всё отлично: есть две девушки, с которыми можно хорошо провести время, одна из которых живёт в другой стране и ждёт когда же он наконец решится и определится быть им вместе или нет, у него то возникают чувства к ней, то пропадают. Таким образом, он даёт ей слабую надежду, что когда нибудь возможно всё будет хорошо. Другими словами, манипулирует ей, преследуя свои личные интересы.
Молодой человек находится в полной уверенности, что Вы никуда не денетесь, так зачем ему определяться и что то решать, если Вы всегда рады приехать, всегда рады поговорить с ним, не смотря на что?
Дорогая Даша, подумайте в первую очередь о себе, о своих ощущениях. Как Вы себя чувствуете в таких отношениях? Нравится ли Вам такая позиция? Или всё таки хочется быть счастливой и любимой?
Вы пишете, что у Вас очень много свободного времени, которое очень часто занято страданиями. Перестаньте. Вы молодая девушка, найдите себе увлечение, займитесь тем, что приносит Вам удовольствие, покажите своему молодому человеку, что у Вас тоже есть своя жизнь, свои интересы и что он занимает в Вашей жизни не самое первое место. Думайте в первую очередь о своём личном комфорте, и если этот человек не может Вам его обеспечить, то есть ли смысл дальше тратить на эти "отношения" свои драгоценные годы жизни?
Желаю Вам найти верный путь к своему счастью!