Как перестать ссориться и наладить отношения?

Вопрос психологу:
Добрый день!
Встречаюсь с парнем почти год. Мы были знакомы 7 лет до того, как у нас завязались романтические отношения. Разумеется, что хоть мы и были знакомы долгое время, но мы начали узнавать друг друга совершенно с другой стороны. Для меня было совершенно неожиданно узнать, что он романтик – он утром мог приехать к моему дому, положить цветы на лобовое стекло, писал мне стихи, играл на гитаре и сочинял песни. К моему удивлению, он достаточно быстро (спустя месяца или полтора) предложил мне съехаться. Я сначала не понимала как к этому относиться, так как считала, что это слишком быстро и спешка в этом вопросе ни к чему, но в результате так и получалось, что то он оставался у меня, то я у него и это создавало некоторые неудобства, а мы хотели проводить друг с другом больше времени, и мы решили, что стоит попробовать жить вместе. Поначалу все, как всегда, было хорошо, но со временем начали возникать проблемы.
Он помешан на футболе. В тот момент, когда мы начали встречаться, он готовился к операции на колено, и, разумеется, футболом не занимался. Но зато, к моему удивлению, оказывается чуть ли не каждую неделю идут какие-то чемпионаты и сверхважные матчи, он периодически ходил к друзьям смотреть футбол. В то время у меня была очень большая нагрузка на работе, я часто оставалась дома и занималась работой, или бывало ходила и с ним, брала с собой компьютер и занималась своими делами, иногда смотрела футбол с ним. Я конечно говорила ему, что на мой взгляд как-то слишком много он смотрит этот футбол, но это не было проблемой, я спокойно к этому относилась, лучше футбол с мужиками смотреть, чем по клубам ходить ? Потом операцию сделали, прошел период восстановления и как раз уже была весна, на улице стало теплее и его стали приглашать на тренировки и он с радостью эти приглашения принимал. Конечно же, для наших отношений это значило то, что время, которое мы проводим вместе, сократилось. Я немного расстраивалась из-за этого, но я понимала, что у каждого есть право на свое личное пространство, на свои интересы и это нормально. Но, бывало, случалось так, что он не предупреждал меня заранее о своих тренировках, о них я могла узнать в самый последний момент. Вообще, мы с ним в этом плане сильно отличаемся, я человек порядка, у меня все должно быть максимально четко спланировано, а он в свободном полете, любит действовать по ситуации. Я ему говорила о том, что мне не нравится, когда я строю на вечер совместные планы, в последний момент узнавать, что он оказывается идет на футбол. Считаю, что это неуважительно по отношению ко мне – он не ценит мое время. Он же мне говорил: «неужели ты не можешь найти чем заняться без меня?». Я могу найти чем мне заняться, и останься я дома одна, я не умру от скуки, я найду себе занятие в любом случае – но я бы предпочла тогда встретиться с кем-то, повидать того, кого вижу не часто, а об этом, опять-таки, нужно думать заранее, заранее договориться с друзьями, т.к у всех свои дела и все очень занятые, и не сидят дома и не ждут моего звонка. По этой причине у нас возникало довольно много споров, он в любой момент был готов сорваться на футбол, а мне было обидно от того, что я вынуждена проводить время не так качественно, как я могла бы, если бы не случилось этого внезапного футбола или если бы я узнала о футболе пораньше и смогла бы свои план откорректировать.
Затем появилась другая проблема – тренировка в пятницу вечером. Я много раз говорила, что на буднях, мы зачастую просто встречаемся дома, ужинаем, ну посмотрим что-то по телевизору и спать. Мне же хочется куда-то выйти, сходить в ресторан, пойти в клуб, отправиться на свидание. Вечер пятницы на мой взгляд самый лучший вечер для того, чтобы это осуществить. Он для меня особенный, мне хочется провести его с любимым. А он проводит его на футболе. Я интересовалась, нет ли возможности перенести тренировку на другой день, или хотя бы сделать ее пораньше, сразу после работы, чтобы разгрузить как-то вечер – нет, нельзя. В итоге мне пришлось смириться, в пятницу он уходит играть в футбол, но я все равно огорчаюсь. Он меня обвиняет в том, что я лишаю его свободы – хотя мне кажется, что его обвинения безосновательны, ведь я не препятствую его тренировкам, он же получает то, что хочет.
Похожая проблема возникает, когда он встречается с одним другом. К слову, друг женат, у него есть ребенок, и оба раза, что они встречались, за то время пока мы вместе, друг подбирал такое время, когда его жены нет в городе. Оба раза после их встречи у нас случался конфликт. Первый раз они пошли в баню в выходной день, и мой молодой человек на мой вопрос о том во сколько он вернется сказал, что часам к 12. Я построила свои планы таким образом, что к 12 приехала домой и ждала его. Он не вернулся, я стала звонить ему где-то через час – он сказал, что они очень интересно проводят время, и что он еще на час задержится. Я была дома, смотрела сериалы. Спустя час он снова не появился, затем он сообщил, что еще на 15 минут задержится, а потом и вовсе сказал, чтобы я его не ждала и ложилась спать. Эта ситуация меня очень разозлила. Ведь я рассчитывала, что он придет к 12 и что мы еще сможем вместе дома чем-то заняться – а ведь я могла бы пойти в клуб, например, ну или вообще придумать себе более интересное занятие, чем просмотр сериалов, и не ехать домой к 12. Тогда я была сильно обижена и разозлена, что даже замахнулась на него, когда он вернулся домой. Он пришел тогда в 4 утра, я уже была в кровати и спросила его, не смущает ли его, что на часах 4 утра, а он собирался прийти к 12, он спокойно ответил «нет». Разумеется, на следующий день я проснулась раньше, ведь я-то не гуляла до 4 утра, поехала по магазинам. Он потом мне позвонил, стал интересоваться, где я и во сколько освобожусь, но я ответила, что не имею представления, во сколько вернусь и сказала, что я не должна сидеть возле кровати и караулить, когда он проснется, а в ответ услышала, что могла бы и посидеть, и покараулить. У меня создается впечатление, что он ценит только свое время, а другие его мало волнуют. Его поведение, в моем понимании, больше похоже на поведение свободного человека, а не человека, который встречается с девушкой и живет с ней. А он мне предъявляет обвинения в том, что я пытаюсь его контролировать.
Ситуация повторилась недавно. Он снова отправился с тем же другом в баню. Причем, на этот раз дело было в четверг, я была приболевшей, а в пятницу мы собирались в поездку в другую страну. В этот раз я даже не стала донимать его расспросами ко скольки же его ждать домой, но он сам сказал, что будет до 12 примерно. Я к 12 его даже не ждала, легла спать. Но я ложилась спать огорченной, так как за весь вечер он даже ни разу не позвонил и не написал, не поинтересовался состоянием моего здоровья, а ведь в конце концов мы были вынуждены поездку перенести, так как мне правда было плохо. Меня огорчило то, что, когда он встречается с другом, для него весь остальной мир перестает существовать, и он, зная о том, что я себя неважно чувствую, даже не проявит хоть какую-то заботу и внимательность. Я не говорю о том, что он должен был никуда не пойти и остаться дома со мной – я сама пригласила к себе в тот день подругу – но хотя бы позвонить или скинуть СМС со словами «как дела?» я считаю можно было бы. Я проснулась в пол второго ночи, поняла, что его до сих пор нет дома и разозлилась. Когда он вернулся, я спросила почему он был так долго, ведь нам завтра утром вставать на работу (а мы едем на работу вместе, я за рулем, везу его, и потом еду к себе, а он и так по утрам встает трудно) и вообще непонятно, что с поездкой – едем или нет. А он мне сказал: «во сколько захочу, во столько и буду возвращаться». Я же считаю, что такая философия не вяжется с семейными отношениями. И еще он говорил мне такие фразы: «Ты мне не мама, чтобы говорить во сколько мне возвращаться», хотя я за весь вечер никак не дала о себе знать – ни разу не позвонила ему, не написала. Но видимо поэтому, он и не вспомнил обо мне. А мне не хочется, чтобы меня вспоминали тогда, когда я о себе напоминаю, хочу внимания просто так. Ведь ему не нужно было напоминать о том, что мне будет приятно, если он мне подарит цветы в начале наших отношений – ему самому хотелось делать мне приятное и он это делал. А сейчас значит не хочет?
Я ему высказывала свое недовольство тем, что мне недостаточно внимания. Под вниманием я не подразумеваю, что он должен все время быть со мной и не отходить ни на шаг – я имею в виду какие-то ни к чему не обязывающие звонки, сообщения – мелкие знаки внимания, которые будут мне напоминать о том, что я для него важна. Я говорила ему о том, что это отсутствие внимания заставляет меня чувствовать, что он утратил интерес ко мне, я себя чувствую ненужной, будто я навязываюсь и выклянчиваю внимание по отношению к себе. Он же говорит, что я НЕПРАВИЛЬНО чувствую, что то, что он не пишет или не звонит, не значит, что он меня не любит. И если он разлюбит – то скажет мне об этом. А я не хочу, чтобы мне раз в жизни сказали, что любят, и в следующий раз скажут только тогда, если разлюбят. Он говорит, что я постоянно чем-то недовольна, упрекаю его в чем-то, что я выдумываю, я усложняю, и что самое обидное, что ЭТО МОЯ ПРОБЛЕМА. То есть он в принципе не считает, что в наших отношениях есть какая-то проблема, над которой стоит поработать нам вдвоем, чтобы сохранить наши отношения (я чувствую, что надолго меня в таком духе не хватит, не проходит недели, чтобы мы не ругались) – он убежден, что это мои дурацкие фантазии.
Как нам поступать, чтобы перестать ссориться и наладить наши отношения? Вообще есть ли шанс, что мы поймем друг друга и сможем пойти друг к другу на встречу или же мы слишком разные и лучше сейчас все прекратить?
Автор вопроса: Ольга Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Желудок Александра Андреевна.
Здравствуйте, Ольга! Наверное, один из первых вопросов, который хочется вам задать: почему вы до сих пор вместе, если вас не устраивает такое безразличие от парня? Для чего вам нужно находиться в этих отношениях? Вариантов может быть много. Вы можете получать для себя вторичную выгоду, находя поводы для упреков (роль оскорбленного может быть достаточно удобной); пытаетесь удовлетворять свои желания, нереализованные в детстве (недостаток внимания, оставшийся с вами из детского возраста, может искать выход уже сегодня, во взрослой жизни) - это все поводы для работы с психологом.
Ваши отношения, как мне показалось, в какой-то степени напоминают взаимодействие Родителя и Дитя. Вы тут выступаете Родителем - контролирующим, обвиняющим (вспомните хотя бы ситуацию, где вы говорите своему молодому человеку, что ВАМ утром вставать на работу, а он "и так по утрам встает трудно" - неужели взрослый самодостаточный человек, который до сих пор не остался без рабочего места, не в состоянии самостоятельно проснуться? Мне кажется, тут вы его немного недооцениваете). Ваш парень - Дитя, ставящее во главу себя со своими интересами; как любой ребенок, Дитя эгоистично и не терпит контроля. Что можно предпринять в данной ситуации? Во-первых, важно понимать, что тандем "Родитель-Дитя" является достаточно крепким, несмотря на все разногласия. Во-вторых - откуда взялись эти роли, как с ними быть и стоит ли вообще что-то менять? На эти вопросы, опять же, вы сможете ответить со специалистом. Но если ваша роль после терапии сменится на позицию Взрослого - вашему молодому человеку станет максимально некомфортно, и встанет вопрос о продолжении/разрыве отношений. Но это лишь возможный исход.
В целом, если говорить о ссорах - на данном этапе отношений это нормальное явление. Каждый из вас со своим багажом семейных моделей и традиций, и шансы на полное совпадение этих компонентов ничтожно малы. Первый год сожительства является самым кризисным, и избегать его просто нет смысла. Но есть смысл попробовать наладить устои, правила, порядки именно ВАШЕЙ семьи (конечно, если ваш парень планирует с вами семью - такие вопросы обязательно надо уточнять, чтобы знать, не разными ли дорогами вы по итогу пойдете). Самое главное тут - научиться разговаривать. Т.е., доступно и ясно доносить партнеру то, что вы бы хотели, чтоб он услышал. Причем, налаживание быта происходит от самых простых вещей (кто и когда моет посуду, как происходит уборка, сколько времени и когда вы проводите вместе...) до более сложных (распределение бюджета, планирование отдыха, семьи и детей, совместных проектов). И помните, что любящий человек обязательно с пониманием отнесется к вашему желанию обговорить всё это; пусть для него это не будет столь же значимо. В таком случае есть возможность путем совместных решений и уступок придти к общему знаменателю.
Рекомендую вам почитать книги Эрика Берна по трансактному анализу, а также обратиться к психологу для более глубинной и полной работы.