Чувствую себя неполноценной рядом с мужчиной.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня зовут Ася, мне 25 лет. У меня никогда не было долгих отношений, длящихся больше месяца. Обычно отношения быстро обрывались с моей стороны, так как внутренний голос всегда мне твердил "он сделает тебе больно". Более того, в отношениях я всегда чувствую себя неполноценной и недостаточной. Мне всегда не хватает внимания любимого мужчины, так как они обычно всегда заняты своими делами. Недавно я стала анализировать эту проблему и постаралась понять откуда и как всё начинается. Я заметила, что выбираю мужчин в точности похожих на моего папу, когда я была маленькой. В детстве мне всегда не хватало папы. Он всегда где-то был, то с друзьями, то на работе, приходил домой только ночью а в выходные не сидел никак дома. Я знаю, что он постоянно изменял маме. Мама себя всегда вела в образе жертвы и постоянно нам рассказывала что мол ваш папа гуляет с другой. Более того, мама даже как-то странно иногда описывает папу. Например, до недавнего времени она могла иногда пугать нас, что однажды папа рассердится и выгоняет нас троих (меня, маму и сестру) на улицу. Откуда и почему, я все еще не понимаю. Но таким образом иногда мама могла демонизировать папу в наших глазах. В подростковом возрасте я наладила отношения с отцом и такие слова от мамы не воспринимала всерьез. Но в детстве это меня и вправду сильно пугало. Мама часто рассказывала, как папа изменял ей с её подругами. Сейчас даже это оставило отпечаток на моём подсознании, я всегда жду от мужчины такую подлость, что изменит мне на моих же глазах, унизит и тд. Вспоминая как я себя чувствовала в присутствии папы, я помню, как мне всегда казалось, что он - король, а мы недостаточно хороши для него. Парадокс в том, что мама внушала нам такой страх и трепет по отношению к отцу. Лучшее ему и тд. Сейчас я чувствую то же самое и в отношениях с мужчинами, что я недостаточно хороша, что он посмеется надо мной, сделает замечание, укажет на что-то и смутит меня. Мне даже всегда кажется, что я обязательно для мужчины груз, что он не должен проводить со мной время, так как наверняка у него дела важнее меня. Даже в свой день рождения я не могла попросить парня побыть со мной, так как мне казалось, что мой день рождения - не настолько важное событие, чтобы отвлекать его. Когда я вижу пары, которые постоянно проводят время вместе, занимаются шоппингом и какой-то ерундой по дому, в моей голове это не укладывается. Сразу понимаю, что я бы так не смогла, что никакой мужчина не захотел бы проводить свое время со мной и заниматься ерундой со мной. Интим мне кажется единственным совместным времяпровождением, где я не чувствую себя виноватой, так как чувствую что взамен мужскому вниманию отдала себя на данный период.
Я так же не хочу заводить детей. Каждый раз, когда я представляю себя с детьми, перед глазами встаёт сцена из детства. На улице -20, мама отвела нас с сестрой в музыкальную школу, нам холодно, мы мёрзнем. По дороге вдруг мы видим машину папы у какого-то подъезда. Мама говорит "девочки, это наверное папа за нами приехал. Давайте быстрее". Мы бежим к машине. Вдруг из подъезда выходит папина любовница, садится в машину и они уезжают. Каждый раз когда я представляю себя матерью, перед глазами встаёт эта сцена и мне кажется, что я тоже буду бежать с детьми за машиной своего мужа, пока он будет с любовницей.
Что странно, так это то, что сегодня мой папа абсолютно другой. Он стал очень домашним, добрым, надёжным, словно совсем другой человек. У нас с ним замечательные отношения и он меня очень сильно любит! Но в голове остался лишь тот образ его молодости. Я знаю, что возможно отец не был таким эгоистом и наверняка мама вела себя как жертва и искажала многое. Но эта настройка в моей голове очень сильно мне мешает. Мне 25,, я красивая и очень успешная не по годам, а у меня все еще не было отношений толком. Как мне перестать воспринимать мужчину как человека с другой планеты, как короля которому все можно? Как поменять эту настройку в голове и построить отношения где я буду равной мужчине, где мне будет казаться естественным что мужчина меня любит и хочет проводить время со мной? Как довериться мужчине и перестать выбирать мужчин, у которых нет на меня времени и для которых я не в приоритете? Как перестать ждать от мужчины подлости и измены, унижения? Ведь привлекает меня именно этот тип мужчин. Буду очень ждать Вашего ответа!
Автор вопроса: Ася Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Нижнева Алёна Александровна.
Ася, добрый день,
Спасибо за Ваше обращение. Вы пишите, что пока в Вашей жизни не было длительных отношений. Связываете это с тем, что считаете себя «недостойной» мужского внимания, изначально относитесь к мужчине, как к «королю», которому «можно все», а себя считаете «недостаточно хорошей для него».
Сразу хочу обратить внимание, что Вы самостоятельно проделали довольно серьезную работу и выявили предпосылки для такого отношения к самой себе – Вы осознаете, что причиной такого отношения является Ваш травматичный детский опыт – и реальные измены отца, и те убеждения, которые «внушила» Вам Ваша мама – что семья отца (мама, Вы и Ваша сестра) – всегда «недостаточно» хороши для отца, поэтому он «выбирает» других женщин, поэтому его никогда нет рядом, поэтому, он может в любой момент «выгнать» Вас из дома.
Это очень травмирующие и серьезные убеждения, которые очень важно проработать для того, чтобы изменить свое представление о самой себе и об отношениях с мужчиной, в частности. Начать воспринимать себя как человека, которого «достаточно», как человека, который является равноправным партнером в отношениях, которого можно воспринимать «всерьез» и с которым можно не только проводить время ради интимной близости, но и занимаясь простыми бытовыми вопросами и пр.
Предлагаю начать с анализа конкретной ситуации: в Вашем обращении Вы привели пример ситуации с Вашим днем рождения, когда Вы не попросили парня провести с Вами день рождения, т.к. Вам кажется, что это событие не настолько важное.
- Уточните, пожалуйста, почему Вам кажется, что Ваш день рождения – это не важное событие? Приведите аргументы.
- А теперь попробуйте найти доказательства обратного – почему Ваш день рождения – значим и ценен? Почему важно провести этот день с Вами?
- Попробуйте сформулировать более адаптивное утверждение вместо мысли «Мой день рождения – не повод быть со мной», например: «Мой день рождения – важный для меня праздник, т.к. в этот день родилась я и для меня важно, чтобы близкий мне человек уделил мне время и провел этот день со мной».
Как Вы себя чувствуете после того, как прочитали это утверждение, что Ваш день рождения – важный и значимый праздник и что важно это время провести с Вами? Вы верите в это утверждение? Если нет, то почему? Какие мысли в этот момент у Вас возникают?
Хочу обратить Ваше внимание, что работа с глубинными убеждениями, которые у Вас присутствуют – длительный процесс, который потребует усилий, серьезной внутренней работы с Вашей стороны, готовности анализировать свои мысли, формулировать более адаптивные убеждения и помогать себе начинать принимать новые убеждения, и не ожидать от себя, что эти изменения произойдут «мгновенно». Такого, скорее всего, не будет. Но серьезная решимость и мотивация с Вашей стороны помогут Вам постепенно прийти к более целостному и ценному образу самой себя и также проработать Ваши установки относительно отношений с мужчинами.
Очень важно также быть сострадательной и поддерживающей к самой себе: и здесь опять же важно понять, как сейчас Вы себя поддерживаете? Как себя утешаете? Как себя мотивируете? Как Вы сами относитесь к себе? Как Вы могли бы себя описать? Вы пишите, что Вы красивая и очень успешная – это сильные позитивные утверждения, описывающие Ваши «внешние» качества, а что еще Вы можете о себе сказать? Какая Вы? Попробуйте найти не менее 20 своих позитивных характеристик.
В завершение: уверена, у Вас обязательно получится проработать «негативные» убеждения о самой себе, представления об отношениях между мужчиной и женщиной. Главное – первый шаг в этом направлении Вы сделали и по сути признали, что то, как сейчас складывается Ваша жизнь – Вас не устраивает и Вы готовы работать над своим восприятием происходящего, постепенно выстраивая ту жизнь, которая подходит именно Вам.
Буду рада ответить на Ваши вопросы и продолжить работу в случае необходимости.
Берегите себя.
С уважением,
Алёна