Выйдет ли из отношений что-нибудь кроме вечных страданий?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я столкнулась со сложной ситуацией. 4 года я находилась в отношениях с молодым человеком. За это время возникало очень много спорных ситуаций, которые иногда напомнили проявление психологического насилия. Всё началось с проявления ревности. В самом начале отношений он постоянно говорил "не передавай" и рассказал о своём подростковом опыте, когда он начал встречаться с девушкой, а она оказалась легкомысленной особой, которая на деле значения ему не придавала и имела половую связь с другими парнями. Я поняла, что эта ситуация его несколько травмировала и очень деликатно относилась к этой теме. Работа у него особая. Примерно половину каждого года он отсутствует в стране. И до его первого контракта было все в порядке. Он очень сильно меня любил и очень бережно ко мне относился. Меня напрягли на то время только два момента: так получилось, что у меня умер мой бывший, и я очень долгое время не могла от этого оправиться, постоянно испытывая чувство вины. Ему об этом рассказали наши общие друзья ещё до того, как мы начали встречаться. Так вот он очень нелестно и оскорбительно отзывался о моем бывшем и его поступке, хотя знал, что меня это очень задевает. Из его слов я поняла, что он таким образом пытался меня закалить и дать мне вместо чувства вины злость, потому что это продуктивнее. Второй момент - его общение с собственной матерью. Когда они ссорились, он постоянно подливал масла в огонь и очень грубо разговаривал. На мать у него была и есть большая обида, я это понимаю, но беспокоилась, что со временем он начнёт так же общаться и со мной. Я решила с ним поговорить по этому поводу, и он меня убедил, что такого никогда не случится, и мы всегда будем решать все проблемы спокойно и цивилизованно. И вот он уходит на первый контракт. То, что начало происходить, повергло меня в откровенный шок. На тот момент я начала работать с психотерапевтом, чтобы оставить позади свою травму, связанную с суицидом бывшего. Мне прописали лекарства. Он был зол и недоволен. "как врач может назначить психотропы после первого приёма?!". Со временем конфликт утих на некоторый период. Я продолжала лечение, он ехидно об этом отзывался, но ничего более. Затем началась ревность. С каждым разом все хуже. Сначала он просто повторял "не передавай, дождись ", как заезженная пластинка. Я относилась с пониманием и каждый раз успокаивала его, говоря, что он самый лучший и я его безмерно люблю. Потом начались вопросы, где я, с кем я, куда я пошла. Он постоянно мне писал, пытаясь контролировать. Я говорила, что это неправильно. Он извинялся, а потом снова продолжал. Я решила не акцентировать на этом внимание : первый раз на расстоянии - переживает, пойму и поддержу, чтобы ему было комфортнее. Потом он обязательно убедится, что я не собираюсь его предавать. Следующий шаг. Начались теории. Мне психическое состояние было не в лучшем виде, мне было то лучше, то хуже. Он начал строить теории о том, что если мне плохо, значит я провинилась и меня мучает совесть. Соответственно, в его голове это выглядело так, будто я ему изменила и теперь не нахожу себе места, но это просто было проявлением моей депрессии. Я пыталась ему объяснить. С каждым разом к его теории добавлялись все более безумные вещи. Он начал давить, это вызывало у меня нервные срывы. Меня трясло, он орал на меня, а потом плакал. Он начал думать, что моё состояние связано с наркотиками (я живу в "наркотическом" районе, но не разу в жизни не употребляла, никто из родственников не употреблял, живу в благополучной семье). Это очень сильно било по моей самооценке: "как он может обо мне такое подумать?". Потом он стал думать, что я изменяю ему за наркотики. Мои нервы были настолько вымотаны, что я провалила вступительные испытания в универ. Он вернулся с контракта. У нас все хорошо, но остался осадок. Произошёл разговор. Он сказал мне о том, что не хочет, чтобы я стала таким же инертным человеком, которому ничего не надо от жизни, как его мать. Я сказала, что ни за что не откажусь от своих амбиций и буду работать над собой. Периодически этот разговор повторялся. Я чувствовала сильную усталость, мне хотелось отдохнуть. Он думал, что я забиваю на себя. Мы снова разговаривали. Затем второй контракт. Те же проблемы. Мне пришлось бросить лечение, потому что он убедил меня, что мне от таблеток только хуже и я должна справиться сама. У меня началась аутоагрессия. Когда он случайно заметил на фотке край раны, он позвонил мне и устроил страшный кошмар. Всю ночь он меня изводил, оскорблял, угрожал бросить, ревновал. Когда я говорила, что мне нужно сделать паузу, потому что я не выдерживаю. Говорила, что перезвоню, когда успокоюсь. Он в ответ орал "хватит ныть и разговаривай со мной сейчас, или я бросаю трубку и мы больше никогда не увидимся". Я жила с родителями. Мать заметила, стала волноваться. Наш разговор закончился. Мама сказала, что ей страшно со мной даже разговаривать, и что если такое повторится, она вызовет скорую. За время контракта повторялись ссоры, связанные с его ревностью и моим психическим здоровьем. Затем он вернулся, мы помирились, снова все стало хорошо. Возникали только конфликты на бытовой почве, он стал мне периодически грубить и упрекать меня в том, что я рассеянная и инертная, все делаю неправильно. Я поступила в колледж, чтобы получить хоть какое-то образование. Мне там не нравилось, и через какое-то время я отчислилась. Он поддержал моё решение, хотя родители были расстроены. Я устроилась на работу и снова стала готовиться к поступлению в вуз. Он стал ко мне все грубее и грубее относиться, был холоден, противился обняться. Когда подходило время к его следующему контракту, мы поговорили по душам. Он объяснил свое поведение и извинился. Расстались мы на этот раз на хорошей ноте. Я была занята, он работал. А затем снова началась ревность. Постоянные звонки. Если я не отвечаю 5 минут, даже если я на работе - это скандал. На работе я завела товарищей и друзей, как мне тогда казалось. Мельком общалась с коллегой, преподавала ему и его другу английский язык. Я честно все рассказывала своему молодому человеку. И он стал сильно ревновать к этому коллеге. Наступило время новогодних праздников. Один из коллег устраивал посиделки дома с гитарой и друзьями, настольными играми. Я сказала ему, что хочу пойти, потому что практически не выбираюсь из дома и у меня давно не было настоящих праздников. Мы поссорились, поконфликтовали, и он сказал, что в конце концов он не хочет давить. Я взрослый человек, и он не должен меня контролировать. На вечеринке был алкоголь. Я выпила два бокала. И мне стало очень плохо. Опьянения практически совсем не было, но отравление было налицо. Я просила, чтобы меня отпустили домой одну. Говорила, что не могу остаться, потому что мой молодой человек будет ревновать. Мне сказали, что вызвали такси. На тот момент мне стало так плохо, что я уже оставила попытки сопротивляться. Один друг из коллег поехал со мной, чтобы якобы проводить. Когда мы приехали, оказалось, что приехали мы не к моему дому. Меня накрыла паника, но N. сказал, что все хорошо, он не извращенец, и я буду спать на отдельной кровати, а завтра уже буду разбираться с проблемами. На утро у меня было 200 пропущенных вызовов. Я пыталась объяснить ситуацию своему молодому человеку, но он мне не поверил. И я его понимаю. Но пути назад не было. Я знала, что единственной моей ошибкой был алкоголь. И свою ответственность я ни на кого не перекладывала. Я пыталась сохранить отношения, но общаться стало очень сложно. Каждый раз он психовал, иногда звонил и посыпал меня матерными оскорблениями, плакал, срывался, уходил ночью с работы в незнакомый город, много пил, ввязывался в драки и манипулировал самоубийством. Затем он пропал и перестал со мной общаться на месяц. Я не знала, когда он вернулся с контракта, но в один день он позвонил и сухо сказал, чтобы я вернула ему вещь, которую у него одолжила. На тот момент я уволилась с работы и занималась только экзаменами. Мы встретились, сначала он все время молчал или грубо отвечал, затем мы стали разговаривать. Я поклялась всем на свете, что у меня с N. ничего не было, но оказалось, что N. ему писал и в язвительном тоне рассказывал, что у нас якобы было и не один раз. Было сложно доказать, что это вранье, но сыграл на руку факт, что стало очевидно, что N. оказался нехорошим. Я при своём молодом человеке его везде заблокировала и добавила в чёрные списки. В тот вечер мы сняли квартиру и провели ночь вместе, после чего было принято решение о примирении. Ещё долго мой молодой человек ко мне холодно и грубо относился, но объяснял, что ему просто сложно мне поверить и все принять. Я его очень любила и старалась, чтобы ему было со мной хорошо, хотела убедить его в том, что никогда бы ему не изменила. Мы жили вместе до начала моих экзаменов, а затем вернулись к нему домой. Я успешно поступила в вуз, и он снова ушёл на контракт. Его начальник к нему ужасно относился, унижал его и вечно орал. Он часто мне жаловался, как ему тяжело. Я просила его потерпеть немного, ведь это всего лишь контракт на несколько месяцев, и потом этого самодура сменят. Ему было откровенно плохо, я старалась его поддержать, переживала за него. Но в целом за этот контракт ссор не было. Он вернулся домой, и мы снова прекрасно проводили время вместе, но вскоре он стал копировать поведение своего начальника на меня. Стал на меня орать, говорить о том, что я ничего не могу сама сделать, что я постоянно вялая и неуклюжая, постоянно вырывал у меня все из рук, снова стал отказываться от объятий и поцелуев. Мы жили у него дома. Он жил с родителями. Однажды его отец напился и они подрались. "Если он мужик, пускай уезжает из моего дома сегодня же ночью!". Мы собрали вещи. Я пыталась с ним поговорить, но он меня игнорировал. Я думала, мы поедем вместе, но он проводил меня домой, уехал и перестал отвечать на звонки и сообщения. Когда он ответил, выяснилось, что он снял комнату в центре в старом фонде и живёт в ужасных условиях. Он был очень подавлен и все так же односложно со мной разговаривал. Его родители уехали за границу и попросили нас с ним приехать проследить за собакой в их отсутствие. Мы сидели молча, он не хотел со мной разговаривать. Я пыталась выяснить, в чем дело, но получала только общие ответы, которые не несли никакой информации. И когда он отошёл, я увидела уведомление на его телефоне и впервые в жизни решила прочитать (это не оправдание, мне очень стыдно за этот поступок, но он так делал с моими переписками постоянно). Я увидела его диалог с его бывшей девушкой. Они очень мило общались, он прекрасно к ней относился, шутил с ней, в то время, когда не хотел общаться со мной. Моя версия распалась в пыль. Это было не подавленное настроение из-за ссоры с отцом. Дело было во мне. Мне стало горько, больно и я не смогла сдержать слез. Он ей все рассказывал, когда мне не рассказывал ничего. Мы пообщались, но общение было очень напряжённым. И я решила тогда с ним видеться в кругу наших общих друзей, чтобы разрядить обстановку. Это было огромной ошибкой. Меня просто игнорировали, а когда я включалась в общих разговор, он начинал молчать. И тогда я совершила ещё одну ошибку. Спросила его при всех, в чем дело. Мы поссорились. Наш друг промолчал, наша общая подруга обиделась на моего молодого человека, что он так себя по отношению ко мне повёл. Мы вышли с ним поговорить. Он стал на меня орать, что я при всех начинаю обсуждать наши отношения (да, я не права, что при всех спросила). Извинись перед S.! (подруга). Я пошла и извинилась перед ребятами, на что S. сказала, что я не должна извиняться, что это он ведёт себя неправильно. Весь оставшийся вечер он либо был пассивно агрессивен и винил меня за то, что S. теперь на него обижается. Через некоторое время общение чуть наладилось, но по-прежнему было сильное напряжение. Мы стали чаще видеться, но больше по моей инициативе, он стал жить у нашего друга. Часто он вообще старался избегать встреч и общения. Один раз, когда я уговорила его ненадолго встретиться выпить кофе, он сказал, что так холоден ко мне потому что совершил много ошибок. Он рассказал, что с бывшей они не просто общались, они ходили в ресторан и в бар с ней и её подругой, потом он оставался у неё ночевать, потом он ходил веселиться на какую-то тусовку, и я ни о чем не знала. Я не знала, чем он живёт, пока он со мной не общался и ничего не рассказывал. Я ему сказала, что мне грустно, и что я злюсь, но все равно я его люблю, и если он правда считает это ошибкой, я его прощаю, и нам нужно продолжить нормально общаться. Он сказал, что не может. Он продолжил так же холодно ко мне относиться. Мне было от этого невыносимо плохо. Затем он снова снял квартиру, мы стали по несколько дней жить вместе. Я занималась учёбой, он ездил на работу. Конфликты продолжались, но в целом было несколько лучше. В той квартире ни мне, ни ему не нравилось, и когда он помирился с отцом, мы снова вернулись к нему домой. Через несколько дней у нас состоялся разговор. Он сказал, что нам нужно сделать паузу, и я должна уехать домой, а в это время он подумает. Я уехала домой и некоторое время мы снова не общались. Он пообещал мне, что если он решит со мной расстаться, он не будет говорить мне об этом по телефону, а скажет лично. И он позвонил. И сказал, что мы расстаёмся, но останемся друзьями. Я пыталась по-дружески продолжать с ним общение, но он не хотел разговаривать, отвечал односложно. В это время у меня была сессия. Это стало для меня настоящим шоком. Я едва справилась с экзаменами, получила очередной нервный срыв, а потом лежала на кровати две недели и смотрела в стену, думая о самоубийстве. Мама приняла решение снова отвести меня к врачу. Я снова начала лечение депрессии. В этот раз все оказалось намного хуже и серьёзнее. Я похудела на 10 кг. С молодым человеком мы не общались, решили только пару раз встретиться, но общение опять было очень неловким, было видно какую-то обиду с его стороны. Через пару месяцев он мне позвонил и предложил снова встретиться. И на этот раз все было хорошо. Мы отлично общались. Прекрасно проводили время. Стали очень часто видеться. Я снова могла его обнимать, и он сам обнимал меня. Мне впервые стало по-настоящему хорошо и комфортно. Я его все это время любила, и для меня это было лучшим подарком судьбы. Настало время ему уходить на очередной контракт, и я решила с ним поговорить, потому что стало ясно, что мы все-таки не просто друзья. Он сказал, что ему надо подумать. Со слов его матери я узнала, что он все ещё меня любит и хочет со мной быть. Он пообещал, что время перед его отъездом мы проведём вместе. И я чувствовала, что случится это со дня на день и очень просила его увидеться. Но он был постоянно занят. Какими-то мелочами. И он позвонил мне в день отъезда, когда ему оставался час. Я была расстроена, он делал вид, что не понимал. Когда я ему сказала, что он все прекрасно понимает, он промолчал и сказал приезжать. Перед его отъездом я честно высказала ему свои чувства и поехала его провожать. Он ничего не ответил на мои слова, кроме "хорошо". Честно признаться, меня это ранило. Но я решила не накалять обстановку. Сейчас нужно сохранять хороший настрой. Мы общались с ним по мере возможности и сейчас общаемся. И тут я узнаю, что его снова что-то мучает. И он не говорит, что именно. Я не могу его понять. Понимаю, что он знает, что бывает не прав и очень сожалеет о том, что творит. Я его безмерно люблю и не хочу ни с кем, кроме него, отношений. Я не знаю, что мне делать. Как его поддержать. Я искренне хочу продолжения наших отношений, но не знаю, выйдет ли из этого что-нибудь кроме вечных страданий. Как мне ему помочь? Как наладить общение? Как вести себя в таких ситуациях? Как поддержать его? Ведь я понимаю, что он сам запутался и надумал себе многое.
Автор вопроса: Дарья Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Пустовойтова Елена Юрьевна.
Здравствуйте!
Если мужчина не обратиться за помощью, то жить с ним будет только хуже.
Уже на начальных этапах отношений, Вы столкнулись с обвинениями, навязчивой ревностью, доведением Вас до слез, обесцениванием Ваших чувств. Мужчина не контролирует себя, это не норма, орать на человека , доводить до слез, а затем просить прощение. Прощением не излечишь Вашу травму, Вы были уязвима, проходили лечение и мужчина уговорил вас отказаться от лекарств и при этом еще и доводил до нервных срывов.
Отказаться от лечения он уговорил Вас благодаря своей фанатичной вере в. то, что он знает лучше, чем врач. Фанатичная уверенность способна не только его вводить в заблуждение, но и к сожалению и окружающих, как случилось и с Вами.
Угрозы самоубийством , это тоже довольно жесткая манипуляция, что он и применяет к вам регулярно. И сейчас Вы также попались на манипуляцию, он избегал встреч, однако демонстрирует свое подавленное настроение и Вы хотите ему помочь. Чем? Вы ведь не психолог и не врач, верно? Не нужно играть в спасателя, в такой игре все проигравшие, а спасатель превращается в жертву. Что у вас и происходит регулярно, Вы сначала пытаетесь спасти, затем, сами же остаетесь в проигрыше и страдаете от него.
Решать Вам , конечно, как поступать, вижу, что у Вас очень сильная эмоциональная зависимость, понимаю, что отказаться от этого мужчины очень трудно не смотря на огромные страдания. И если Вы решите прекратить страдания, обращайтесь за помощью, потому что нужно смотреть правде в глаза, одной с этой зависимостью не справиться.
Берегите себя
С уважением,
Елена