Есть ли смысл пытаться сохранить отношения, если девушка не хочет?

Вопрос психологу:
Добрый день, я встречался с девушкой младше меня на 11 лет. Когда начал отношения - был женат. Девушка ждала когда я разведусь, требовала, ставила условия, уходила. По итогу я развелся и предложил ей возобновить отношения. Был категоричный отказ, однако спустя несколько месяцев она появилась снова в моей жизни и мы стали жить вместе. Прожили 6 месяцев и сейчас снова она ушла, мотивировать тем, что я начал отправлять наши отношения своими претензиями, что она изменилась и сейчас она более холодная и равнодушна чем раньше. До этого у нас были отношения просто сумасшедшие, нежные и ласковые. Я на ней замкнулся. Я не могу принять этот разрыв сейчас. Я пытался уже даже после развода быть на 2х стульях, часто летал в старую семью к детям на выходные. Девушка сказала, что никогда не чувствовала себя на 1ом месте а на 2м и так будет всегда. Я сейчас понимаю свое желание быть с ней, но она мне говорит что уже больше не чувствует ко мне ничего кроме уважения и благодарности, что открыл ей глаза на жизнь, повзрослела и помудрела. Я по настоящему понимаю после общения с психологом в чем была моя ошибка, я не понимал реально что хочу, и жену с детьми не отпускал и девушку мучил. Она больше ничего не чувствует по её словам и просит меня забыть все и начать жизнь заново, каждый по своему пути. Я бы хотел вернуть её сделав работу над ошибками но я не уверен возможно ли это. Чувствую себя очень подавлено, испытываю стыд за содеянное и раскаяние. Возможно ли спасти отношения, которые по её мнению не могут более существовать и не стоит даже пытаться?
Автор вопроса: Алекс Возраст: 39

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Алекс!
Хотелось бы начать с конца Вашего письма-вопроса – возможно ли спасти отношения или не стоит даже пытаться.
Поскольку отношения строятся при наличии не менее двоих участников, то мнений может быть тоже несколько. И мнение одной из сторон может быть противоположным мнению другой, но от этого оно не перестает быть важным для каждого из участников. Как минимум по тому, что каждый имеет на него право. А вот признать ли за партнером такое право и принять его – это уже большая наука отношений!
Мы вообще устроены так, что иметь и свое-то мнение получается не у всех, тем более что право его иметь приходится отстаивать всю жизнь. А уж признать такое же право у другого для некоторых равносильно отказу от своего, потому что нет в сценариях условий типа «и-и», есть только «или-или». И потому, что для некоторых такое право нужно «заслужить», и потому, что, по мнению другого, оно неправильное, да много еще всяких «потому». Главное, что Вы должны понимать по этому вопросу это наличие в отношениях доверия и уважения между партнерами. Только эти два условия, даже при наличии «любви», которая в большинстве своем сопряжена с огромным количеством «условий», соответствовать которым должен партнер. И только эти два условия помогают услышать другого и уважать его право оставаться или уходить из отношений на основании своих желаний или понимания счастья для себя.
При этом точно бывает больно, при этом поднимаются другие чувства, типа, негодования, несогласия, желания разубедить, объяснить партнеру, какую ошибку он допускает, а иногда и удержать его, нагрузив виной за свое состояние горя при таком его решении. Но именно это и есть признание в партнере равноценного себе, со своими желаниями и стремлениями при сохранении своих. Сказать о своем несогласии с его решением можно. Но в форме ознакомления его со своим мнением по этому вопросу, а никак не категоричным решением за двоих. Ошибаться может каждый. Но эти ошибки должны быть только того человека, который принимает решение. И ответственность за них при этом будет тоже только его. В конце концов, если следовать японской философии, то можно остаться ожидать, когда этого партнера опять «прибьет» к берегу, на котором Вы будете его ждать и Вы сможете в новых условиях строить новые отношения с этим же партнером. Но лично я сторонник более активных действий. Лучше переболеть и оплакать эту потерю, а затем обратить внимание на другие варианты построения и развития отношений. В конце концов, насильно мил не будешь!
Надеюсь, что мне показалось, но я как будто разглядела тень разочарования при упоминании о том, что Вы разорвали предыдущие отношения для развития новых и как будто Ваши надежды на их построение на новом уровне при этом не оправдались. Думаю, что если копнуть поглубже, то все-таки разрыв старых отношений произошел не от желания удовлетворить требования нового партнера о своем единовластном обладании Ваши вниманием, а от того, что Вы перестали испытывать в них те чувства, что раньше и тоже «переросли» их, стали более осознанны в своих желаниях и стремлениях. Так что, удивляться тому, что и Ваша партнерша стала лучше разбираться в себе не стоит. Это естественный процесс развития жизни. Хотела бы сказать, что распространенный, но не хочу врать ни Вам ни себе. Очень многие так и остаются с фантазиями как о себе, так и о других.
К слову, захотелось еще высказаться о требованиях партнерши «быть на 1-ом месте». Желание «обнулить» жизнь другого, что была до отношений с ней может свидетельствовать лишь о таком же видении Вас, как человека без стремлений, желаний и ответственности в своей жизни. История человека, его становления и развития в жизни не повод для постоянного пересмотра приоритетов в жизни другим. И выбор человеком поведения относительно других участников его жизни не повод для торгов за его внимание. А вот оценить ответственность, с которой человек относится к тем, кто был в его жизни важен, это один из способов показать ему свое уважение и продемонстрировать ему свое доверие. Похоже, с этим Ваша пассия не особо справилась.
На востоке говорят, что жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на тех, кому мы не интересны. Может быть и Вам судьба послала сигнал, который Вы могли бы и не заметить самостоятельно и избавила Вас от еще одного такого человека.
Спасибо, что прочитали мое мнение по этому вопросу.
С уважением, Елена Гладкова