Как научиться не молчать во время ссор и как говорить увереннее?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мне 20 лет. У меня есть молодой человек и у нас проблемы в отношениях из - за моего страха быть непонятой. Когда мы ссоримся, я часто замыкаюсь в себе и молчу, и когда например, мы идем по улице во время ссоры я иду и смотрю в асфальт, прокручивая в голове отрицательные эмоции, молчу и хмурюсь, обижаюсь, ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ поговорить с ним, когда он идет прямо рядом со мной. Я замыкаюсь в себе и молчу когда мы ссоримся и ЭТО ЕГО БЕСИТ. я не понимаю в чем проблема. Я пыталась и пытаюсь исправить эту ситуацию, но у меня это не получается, раз до сих пор такая проблема - я разговариваю с ним даже иногда от силы, лишь чтобы что-то сказать, а не идти и тупо молчать. ОН говорит, что я не могу поддержать диалог в моменты ссор и разногласий. Я всегда такой была - дома, когда ругали родители, я всегда молча выслушивала и тихо плакала в уголочке или не плакала, а забивала. Мне сейчас по итогу очень сложно НАЧАТЬ говорить в моменты, когда мне говорят что - то больное для души, обидное, когда мы ссоримся.... я просто зацикливаюсь на ситуации и на эмоциях, о том, что я снова сделала что - то не так и мы снова ссоримся и снова снова снова по кругу
Также недавно заметила в себе жуткую неуверенность. Я часто начала запинаться, говорить "я не знаю", "наверное" и долго думать, перед тем, как сказать что-то. Началось, мне кажется все с того, что мой парень заметил, что я часто разговариваю так, что он ничего не понимает, не понимает о чем я. У меня просто 100500 мыслей в голове и все смешивается, я ему говорю "а он сделал так" ХОТЯ ОН ПОНЯТИЯ НЕ ИМЕЕТ О КОМ Я, кто этот "он"...Я начала работать над собой и конструировать мысли, думать перед тем, как что-то сказать, чтобы меня точно поняли, НО В ИТОГЕ это привело к обратному - я запинаюсь в словах, говорю неуверенно, зажато. В основном веду себя так при парне, ТОЧНЕЕ он так говорит, что при нем я неуверенно разговариваю и это его бесит. его бесит, что он меня "задавил", как он говорит. у него тяжелый характер, но он очень меня любит, и я его люблю. ему страшно, что он "задавит", "задушит" меня своим характером, поэтому думает о расставании, т.к. он устал уже просить меня разговаривать при ссоре, говорить если обидно, говорить увереннее без "я не знаю",.
Также у меня жуткая невнимательность по отношению к нему и ко всем остальным. Я как будто в астрале. Просто плыву в потоке своих мыслей. Забываю про его просьбы, забываю про его чувства и так далее.
помогите пожалуйста...
Автор вопроса: Ая Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Петрова Лариса Борисовна.
Здравствуйте, Ая!
Давайте разберем вашу проблему на «запчасти», так как вами заявлено слишком много противоречий, которые мешают вашим отношениям быть гармоничными.
В самом начале письма вы озвучили – «..у нас проблемы в отношениях из - за моего страха быть непонятой..». Действительно, причины подобного поведения могут быть разными – от неуверенности в себе и низкой самооценки до особенностей воспитания.
Смотрите, вы пишете –«когда ругали родители, я всегда молча выслушивала и тихо плакала в уголочке или не плакала, а забивала». Можно предположить, почему вы так реагировали- либо у вас авторитарные , всегда «правые» родители, которые назидательно читали вам нотации без учета вашего мнения, и вам «дешевле» было промолчать и согласиться с ними, потому что в случае возражения вы получили бы двойную порцию упрёков с их стороны, либо это особенности вашего характера. Скорее всего может быть совмещение и того и другого. Это было в детстве, Ая.
1.Сейчас вы взрослый человек и вам нужно для начала ответить себе на несколько вопросов: А что значит для меня быть взрослым? Чего я жду от себя? Какая я? Какие сильные стороны моей личности, а какие мне надо в себе развивать? Чего я хочу?
В чём именно состоит мой страх быть непонятой? Чего я боюсь? Как я могу высказать то, что хочу, своему парню?
2.Начните вести дневник , запишите ответы на эти вопросы и придумайте для себя много других. Чем больше, тем лучше. Для чего? Для того, Ая, чтобы принять себя полностью, как ценного человека со всеми особенностями и проработать свою самооценку. Вы уникальный человек с набором своих индивидуальных качеств . В чём- то вы уже сильный, талантливый , в чём то ещё нет- и над этим можно работать. Например: « Я..отлично умею делать интересные фото, а ..говорить уверенно пока не получается, краснею, запинаюсь, сбиваюсь…». Рекомендую делать записи ежедневно, подводить итоги прошедшего дня: что выполнила на отлично, а что не получилось- по какой причине?, какие события удивили, порадовали, огорчили, разозлили за день. Пишите план предстоящих событий, разговоров на следующий день, что чувствуете, как думаете – не для проверки, для себя. Систематические записи помогут конструировать мысли, логично рассуждать и выбирать из «100500 мыслей в голове»-полезные для вас. Читайте книги, выписывайте интересные цитаты- они помогут формулировать речь.
Приведу в качестве примера замечательную цитату Оскара Уайльда: « Большая сила в человеке, который сможет промолчать, даже если он прав». По- моему, подходит к теме вашей проблемы. «...Сложно НАЧАТЬ говорить в моменты, когда мне говорят что - то больное для души, обидное, когда мы ссоримся....»- Ая, это не недостаток, а скорее талант, что вы не бросаетесь в ответ бранными словами и гневным криком на молодого человека. Конструктивно ссориться- это искусство. Любой конфликт полезен, когда после него сделаны выводы и отношения становятся лучше.
3.Ваше задача, Ая, в самом начале выстраивать уважительные, доверительные , здоровые отношения с молодым человеком. Зачем вам Нездоровые отношения? Надо помнить, что каждый человек- как отдельная Вселенная со своим миром чувств, мыслей, понятий. Надо уважать этот мир в себе и мир в другом человеке. «.ОН говорит, что я не могу поддержать диалог в моменты ссор и разногласий»- пишете вы. Да, чтобы ссора была конструктивной, надо слушать, слышать другого и говорить по очереди, а не перебивая другого. Вам надо, учитывая особенности своей личности, довести до своего парня следующее: « Давай попробуем так- ты высказываешь мне свои претензии, предложения по существу дела, если тебе что-то не нравится, в уважительной для меня форме. Я- слушаю и беру время на размышления. Да, мне надо собраться с мыслями , разложить в голове по полочкам, у меня есть свои слабости и нюансы характера. Я обязательно отвечу и отреагирую, мы обсудим позже. Это моё право. Думаю, что тебе надо принять и понять. В противном случае тебе больше подойдёт девушка с другим психотипом и т.д»- это примерный текст. Напишите свой, Ая, подходящий к себе и партнёру. Перед вами- равноценный человек со своими страхами и чувствами, не ваши строгие папа и мама. Это- другие отношения и надо учиться взаимодействовать именно с этим партнёром. Если человек "задавит", и "задушит" своим характером- зачем вам отношения с человеком, который не желает достигать консенсуса? Внимательность к личности другого в самом начале - залог будущих здоровых отношений. Важно!
4. Да, вам надо вырабатывать уверенность в себе. Молодой человек прав на 100 % -«..говорить если обидно, говорить увереннее без "я не знаю..»- это в точку и по делу. Высказал вам человек своё мнение, своё видение- хорошо. Выслушали, взяли время на обдумывание и подготовили ответ. Удалите из речи словосочетания :« я не знаю», « не уверена», « наверное». Замените их на « я думаю по этому вопросу вот так..», « я считаю, что..», « мне нужна дополнительная информация, чтобы я могла принять решение.», « мне обидно и неприятно, когда я слышу от тебя..», « я выбираю такой вариант..» и т.д. Для начала пишите предложения письменно в дневник, подходите к зеркалу и проговаривайте, а потом озвучивайте парню. Не Я ДОЛЖНА, а Я ВЫБИРАЮ.
Работа над собой, Ая- пожизненная, трудная, но и самая увлекательная. Желаю « работать» с удовольствием и любовью к себе!
Связаться со мной для дополнительной консультации можно через почту [email protected] или WhatsApp 89502475881
С уважением, Лариса Петрова