Умер близкий родственник и она стала закрытой. Что происходит с девушкой?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мы встречаемся с девушкой около года. У нас все было хорошо. Взаимное уважение, симпатия, интерес к партнеру, т.е. ко мне. Но наступает период, который связан со смертью близкого родственника и человек изменился. Стал закрытый. Отвечает на вопросы односложно, да, нет. У нас пропала интимная жизнь, утверждала, что при интиме чувствует, что как будто ее используют, хотя у меня ощущения стают похожие, как будто действительно заставляю. Говорит, что пропали любые чувства, позитивные, негативные. И когда допустим начинаешь гладить или обнимать, либо отходит, либо просит не трогать, хотя раньше все было с точностью до наоборот. Утверждает, что заблокированы эмоции и пока не может ничего с этим поделать. Не знает, сколько это может продлиться. Но я меж делом чувствую себя ненужным, отвергнутым, либо вообще прошли все чувства ко мне и она боится признаться мне в этом Вопрос: это какой то кризис из-за стресса? И как долго он может проходить? Возможно есть ли какие то мероприятия связанные с этим, что бы прошел постстрессовый «синдром». Спасибо!
Автор вопроса: Евгений Возраст: 33

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Евгений, добрый день!
Судя по информации в Вашем письме, психологическая консультация нужна, в первую очередь, Вашей девушке. Ведь трагические события именно в её семье так кардинально сказались на ваших отношениях.
Заочно человеку помочь невозможно, поэтому остаётся лишь надеяться, что она со временем справится сама или сама обратится за консультацией к психологу тогда, когда посчитает это возможным. Но ей, безусловно, требуется квалифицированная помощь специалиста, при чём не любого, а работающего с травмой, утратой.
Вы, Евгений, в данной ситуации оказались тоже задействованы, Вы переживаете из-за изменений в человеке, который Вам дорог, не знаете как девушке помочь. И вот как раз это незнание как помочь, возможно, играет с Вами злую шутку.
Все Ваши попытки вернуть всё как было, делать всё как было раньше, до трагедии, наталкиваются на отторжение со стороны девушки. Вы её обнимаете, тормошите, пытаетесь увидеть в ней ту прежнюю, какой она была до трагедии, веселите, отвлекаете, пытаетесь добиться от неё прежних эмоциональных реакций, жизнерадостности, вроде бы хотите тем самым дать ей понять, что жизнь продолжается, что нужно поскорее забыть о случившемся.
Но проблема в том, что именно этого делать сейчас не нужно. А что нужно делать в данный момент, может определить только специалист на основании личной консультации с девушкой.
Не вините себя в том, что Вы можете совершать какие-то ошибки в общении с горюющим человеком, ведь Вы не профессионал, Вы этого знать не обязаны. Одно то, что Вы до сих пор рядом с ней, что написали на сайт, чтобы узнать, что с этим всем делать, говорит о том, что девушка Вам небезразлична, Вы настойчиво хотите ей помочь.
Когда у человека случилось горе, он должен поэтапно пройти все стадии горевания, иначе эти страшные эмоциональные переживания надолго поселятся в человеке, и в последствии могут привести к тяжёлым расстройствам, к психосоматическим заболеваниям.
У Вашей девушки, видимо, произошла фиксация на одном из этапов горевания, пока она его не проработает внутри себя, подгонять её бесполезно и даже вредно, потому что это вызовет ещё более глубокое её погружение в депрессию и отвернёт от Вас.
Судя по тому, что Вы знакомы всего около года, то смерть родственника у девушки случилась недавно. Девушка может в данный момент переживать и депрессию, и вину, и дезорганизацию, и изоляцию, которые выражаются общим состоянием оглушённости, притуплением эмоций, минимизацией общения.
Что в данный момент может чувствовать девушка?
Скорее всего, смерть близкого была для неё ударом, эмоциональным шоком. Это похоже на короткое замыкание, взрыв бомбы. Сначала яркая болезненная вспышка, которая разрывает изнутри, а потом пустота. Человек словно контужен взрывом, дезориентирован, ничего не понимает, не чувствует, не слышит.
Напряжение от пережитого стресса было настолько сильным, что некоторые нервные окончания буквально перегорели как электропроводка. И теперь требуется время, чтобы восстановилось всё, что может восстановиться. Нужно быть готовым к тому, что девушка никогда не станет той, которой была до трагедии.
Невозможно забыть умершего, просто вычеркнуть его за ненадобностью. Это не значит, что нужно теперь прожить всю жизнь в трауре, но времени действительно прошло слишком мало, чтобы сделать вид, что ничего не случилось. В культурах разных народов есть такие общепринятые периоды поминовения как 3, 9, 40 дней, год. Они помогают отгоревать и постепенно пережить утрату, перестроить жить по-другому, с учётом изменившихся обстоятельств. То есть рассчитывать на то, что горе выйдет из человека раньше, чем год, не приходится.
Что можете сделать Вы? Для начала решите для себя, готовы ли Вы быть с этой девушкой и в радости, и в горе.
Здесь может быть и тот вариант, к сожалению, о котором Вы подумали – девушка просто не хочет больше продолжать отношения, а смерть родственника является дополнительным усиливающим негативным фоном в её жизни сейчас.
Но, скорее всего, девушка действительно страдает от утраты близкого человека, переживает горе, у неё трудный период, депрессия, когда она при всём желании не может радоваться жизни, предаваться плотским утехам и заботиться лишь о том, не чувствуете ли Вы себя отвергнутым.
Если ваши с ней отношения несерьёзные, если Вы ждёте от отношений только радости, удовольствий, не готовы долго и терпеливо буквально выхаживать эти отношения, то, скорее всего, Вам лучше очень вежливо и аккуратно минимизировать отношения с девушкой, начать общаться с кем-то другим.
Вы не поможете ей, если не готовы терпеливо и ненавязчиво быть рядом. Своими попытками развеселить (а для неё это – обесценивать её горе, показывать свою бесчувственность к её боли) Вы только усугубите её страдания и отдалите от себя.
Вы не обязаны быть сиделкой, нянькой, психологом и т.д. Но если Вы решитесь оставить девушку сейчас, сделайте это достойно. Просто поговорите с ней, скажите, что чувствуете, что хотите ей помочь, но не знаете как, не умеете, не хотите навязывать своё общение, не хотите навредить, но будете всегда рядом, на связи, как только она будет готова возобновить отношения.
Если Вы намерены быть с ней и сейчас, если намерения серьёзные, то постарайтесь найти психолога для девушки. Или наведите её на мысль о том, что безопаснее справляться с горем будет Вам вместе, но с сопровождением кризисного психолога, которого она может поискать самостоятельно. Не заставляйте, а предлагайте и оставляйте ей время принять, обдумать решение. Она не обязана принимать помощь от кого-то, это тоже её право выбора, учитывайте и это.
Евгений, если девушка дорога Вам, Вы можете с ней говорить о том, что она чувствует, об умершем, давать ей возможность выговориться, выплакаться. Расскажите о том, каков был Ваш опыт переживания горя. Только не в том ключе, что "все там будем, надо жить дальше", а признавая чувства, давая им место в своём опыте, жизни.
Не сексом и весельем её отвлекайте, а просто будьте рядом пока как просто живой человек, как близкая душа, как друг.
Горе можно только выплакать, выкричать, выстрадать, тогда оно постепенно выйдет из человека, а не засядет нарывом глубоко внутри. Тогда раны заживут, и человек постепенно найдёт новый смысл радоваться жизни. Поверьте, девушка никогда не забудет того, что Вы не бросили её наедине с горем, были мудрым и терпеливым.
По вопросам консультирования обращайтесь по контактным данным, указанным в моём профиле (ПОЖАЛУЙСТА, ОСТАВЛЯЙТЕ ДЛЯ СВЯЗИ ТОЛЬКО ЛИЧНЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ СООБЩЕНИЯ на Вотсап +79255250023, эл.почту [email protected], в Инстаграм natnik1909psycholog)