Как добиться больше помощи, уважения и ценности от парня?

Вопрос психологу:
Добрый день, уважаемые психологи.
Мне 26. Парню 30. Живу с парнем пол года. Знакомы больше года. Для нас это первые отношения совместного житья. До сожительства, так случилось, и мы оба болели почти одновременно. Я ковидом, а он ангиной. Во время его больничного, к нему приезжала мама из другого города на 1 день, чтобы.. сделать генеральную уборку.
Меня это ОЧЕНЬ смутило. Человек 4 часа тащился в одну сторону, чтобы убрать за взрослым человеком. Пускай и больным. Но я ничего не сказала тогда. Позже, познакомившись с родителями, узнала, что у них так в семье заведено, что МАМА убирает ЗА ВСЕМИ: папой, бабушками, сыном и дочерью. При этом, она еще и работает. От него же, я слышу только "моя мама молодец, работает и по дому делает, устает, сложно". С его слов иногда он помогал маме. Но так и хочется сказать "а что же ты и твоя сестра? отец?". Но я молчу, держу в себе.
Когда мы обсуждали тему быта совместного, парень говорил, что будет помогать и участвовать больше, чем его отец.
Мы ездили в отпуск, и парень уговорил маму приехать и пожить у нас. В результате, его мама жила у нас 2-3 дня, наводя генеральную уборку, хотя перед ее приездом я все убирала.
Месяц назад, она приезжала снова в гости, у меня было пару дней до операции по удалению зуба, я сделала ген.уборку, почти везде, где хватило сил. За исключением - унитаза. Поверхность унитаза сильно окрашена, т.к. мы выливаем чай туда. В результате, осадок так хорошо закрепился, что за 5-6 раз моего отмывания по 40-60 минут - стало светлее, но все еще оставался страшным.
В результате, его мама сделала выговор ему по телефону. Мне он ничего не сказал. Но в этом же промежутке примерно, я поднимала тему, что "я делаю по дому то-то-то-то-то, хочу чтобы мои 90% обязанностей по дому сократились хотя бы на 70%."
Я услышала в ответ от него что то типа "если ты хочешь посчитаться, давай посчитаемся, но я считаю что я итак много вкладываю, а ты нет".
Пару недель назад, я чувствовала что-то из серии, что ко мне поменялось отношение со стороны его мамы, сестры. Хотя мы не общаемся, просто чувство, что я не часть семьи, а отщепенец. Тогда, я спросила, "а что твоя мама говорит про меня". Он сказал "так нечестно, твоя же тоже про меня что-то говорит". Я сказала, что "только хорошее". А он ответил, что его мама тоже... Но я почувствовала, что он недоговаривает. Тогда я надавила, и он сказал, что "не обижайся, но она сказала, что ты должна мне больше помогать, когда увидела наш унитаз". На что я хотела сказать, "так ты ей почаще говори, что я полы мою 2 раза в неделю, посуду мою, ужин готовлю и т.д.". Но меня он опередил фразой "Только не обижайся и не оскорбляй мою маму". Тогда, я подумала, что в прошлый раз, когда я слышала от него фразу "я много вкладываю, а ты - нет" - это были слова его мамы, а не его.
Я работаю из дома, в перерывах я навожу порядок: выбрасываю фантики, использованные контейнеры, коробки из-под пищи, убираю столешницы от остатков пищи, собираю грязную посуду и мою ее. Готовлю обед и ужин. Мою унитаз, раковины, ванные, стираю. Если нет сил на ужин после рабочего дня - пишу ему, он либо купит готовое по пути домой, либо закажет, либо я заказываю, либо сам приготовит что-нибудь. Это бывает 1 раз в неделю, в основном, по пятницам. Иногда, в будни после ужина, я могу попросить помочь помыть посуду после ужина. И услышать вздохи звучащие, как: "вот опять она ничего не может по дому сделать, почему я должен это делать"(прямо этого я не слышу, поэтому это лишь догадка) и выцеженное сквозь зубы "Хорошо". После "хорошо" могу раз 5-6 напоминать, что там посуда стоит. Иначе, он может с легкостью забыть, и на сл.день буду мыть все равно я. В выходные - я не занимаюсь готовкой, но доделываю какие-то дела по уборке. Он - запускает робот-пылесос и его чистит, готовит (но чаще - заказывает).
Если я болею, то он меня подстрахует, и лекарства купит, и берет по дому обязанности. И ничего не скажет в ответ. Я как только более-менее на ногах (дней 3-5 отлеживаюсь) - уже начинаю помогать (потому что иначе скучно лежать). Раз в месяц, может проснуться раньше меня, и без всяких напоминаний, пойти наводить порядок.
Каждый раз, когда он помогает или что-то делает, я говорю "спасибо, ты очень помог мне/выручил/теперь мы вместе можем заняться чем-то (игра, кино, и т.д.)". В ответ он спрашивает: "это сарказм?". Отвечаю я: "Нет"
Раньше, он работал из дома. В свободное время (когда не было задач), он заваливался на кровать или играл в компьютер, со словами "как он устал за весь день". Я же опять таки наводила порядок. Пыталась говорить "давай вместе, быстрее управимся, и вместе поиграем", но слышала "я устал". Сейчас он ездит в офис. Теперь на мои просьбы, или попытку завести диалог (без истерик, ссор и воплей) на тему помощи в быту, он может сказать что то типа "ты дома сидишь, а я по автобусам-метро 1,5 часа в одну сторону трачу". Я понимаю, что это утомительно, ездить столько, и ощущение, что вся жизнь проходит в общественном транспорте, но моя жизнь-вечер проходит за готовкой и уборкой. А от его слов-поступков, ощущение, что: я - удобная женщина, на которой он свесил ножки, вторая мамочка ему. Мы даже не женаты. Спустя год я задала вопрос, а он сказал, что "мир нестабилен, сво и все-такое, что он не готов, не хочет загадывать будущее". Я дала срок, пол года - если не надумает - ухожу.
Так вот:
1) можно ли из вышеописанного сделать выводы, что он - маменькин сынок? Я понимаю, что у каждого ребенка-выросшего взрослого, всегда остается психологическая связь с родителями. Достаточно ли у него связи с мамой, чтобы понять что он маменькин сынок?
2) Как правильно мне себя вести в данной ситуации, чтобы добиться больше помощи, уважения и ценности? Можно ли как-то изменить мою ситуацию? Или мне нужно принять его причины мне не помогать, закусить язык и убираться молча?
3) можно ли как-то продемонстрировать его маме(не через него, а например, если мы поедем в новогодние праздники к ним), что я, итак, 80% дел по дому делаю без участия ее сына?
4) Стоит ли вообще тратить свои силы и время на эти отношения?
Автор вопроса: Анна Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Оксана.
Анна, добрый день.
1) "можно ли из вышеописанного сделать выводы, что он - маменькин сынок? Я понимаю, что у каждого ребенка-выросшего взрослого, всегда остается психологическая связь с родителями. Достаточно ли у него связи с мамой, чтобы понять что он маменькин сынок?"
Можно сделать такой вывод про него. Но такой же вывод можно сделать и про вас.
Вы ищете оценку качества вашей уборки у его матери? Ищите поддержку у нее и чтобы она разрулила, кто в доме больше/меньше убирается и на вашу сторону встала, дочу от сыночка защитила. Вы также ищите мамочку.
Но этот чужая мама, не факт что она ваши интересы поддержит. В своем роде она может неосознанно ревновать сына и не уступит вам свою привычную территорию в его доме и жизни, легко и просто. Она старых правил, а таких тяжело переделывать.
Чужую маму таками методамии не расположить к себе, если она вообще располагается. Вы в ней какого человека видите?
2) "Как правильно мне себя вести в данной ситуации, чтобы добиться больше помощи, уважения и ценности? Можно ли как-то изменить мою ситуацию? Или мне нужно принять его причины мне не помогать, закусить язык и убираться молча?"
Правильно вести себя не бывает. Бывает так, что вы выбираете свою позицию и относительно этого выстраиваете ваше поведение. Нужна ценность - цените себя.
Чтобы добиться помощи нужно договариваться. Договариваться нужно о реалистичных вещах. Если ваш мужчина ни в какую не хочет вам помогать, то вы решайте устраивает вас это или нет.
Устраивает, убираетесь или просите денег на помощницу по дому. Не устраивает, то принимаете решение, что вы тоже не убираетесь, а убирается его мать. Сможете с этим жить "совет да любовь".
Не сможете, поищите мужчину с другими правилами, с другим подходом к быту. Никого не надо переделывать насильно.
Ваш мужчина тоже, без вашего согласия, не может вас обязывать убираться "патаму шта так делала лучшая женщина на свете, его мама". Вы не его мама. Вот и не соревнуйтесь с ней.
3) "можно ли как-то продемонстрировать его маме(не через него, а например, если мы поедем в новогодние праздники к ним), что я, итак, 80% дел по дому делаю без участия ее сына?"
Это зачем? Вы опальная хозяйка, которая плохо ухаживает за хозяйством сына, хочет пойти и пожаловаться амбассадору уборки, что ее сын плохой мальчик? Серьезно?
Догадываетесь о ее мнении на этот счет?
Баба в доме на 100% убирается, а в свободное время еще и по родственникам.
Что теперь думаете? Все еще хотите пойти ей пожалиться, какая вы несчастная? И кто вас будет уважать, если вы постоянно оценки требуете? Еще и у людей, у которых априори другие правила. Огребете оскорблений и обид на праздники. Оно вам надо?
4) "Стоит ли вообще тратить свои силы и время на эти отношения?" - вот я понятия не имею. Я какая-то левая тетя с образованием психфака, вообще не ведаю, нужны ли вам эти отношения?
Я скажу "не стоит", а может у вас любовь? И что я тогда отвечать за это должна? У вас своя голова.
Тем более отношения у вас не только с ним, а еще с его мамой. Самые пламенные.
Если вам нравится играть с ним и его мамой в конкурсы "жена года", "уборщица века", "жена все равно плохая, мама все равно лучше" и т.д. то играйте на здоровье. Я же не в курсе какие вы свои детские травмы на этом успокаиваете?
А, кроме этого, вы ничего про сами отношения с ним и не написали. Может у вас много хорошего?
А может и не много.
Вы ничего, о своих желаниях не пишите. Вы зачем с этим мужчиной?
Если опыт получать, то это одно.
Семья другое.
Конкурсы с его мамой третье.
Тут я за вас не решу. Жизнь то ваша.
Пока что вы в отношениях доказываете правоту. Это не про отношения, это про доказывание. Если вы себе места в отношениях не находите, то зачем вы там?
Если вам нужна самоценность, самоуважение и помощь, вы просто по-другому живете. И ведете себя по-другому. Вместо того, чтобы бисер метать.
Конечно, работайте над собой. Научитесь себя ставить в людях. Не в коленопреклоненной позиции ("похвалите меня, я же стараюсь"), а с позиции хозяйки вашей жизни. Вы несете свои правила с собой и вынуждаете с ними считаться. С чужими правилами тоже считайтесь, не важно насколько они вам кажутся абсурдными. Люди имеют право на отличное от вашего мнение. Учитесь искать взаимный компромисс, учитесь гибкости в отношениях. Если не получается имеете право разойтись: кто направо, кто налево. И все.
Ну и самый высокий уровень, интуитивно чувствовать где согласиться на чужие условия, даже если они не по нраву, а где на своем настоять. Сохраняя чувство достоинства.
Если сама не справляетесь, то обратитесь к психологу. Это не может быт разовый ответ. Это длительная работа. Зато благодарная. Жизнь поменяется.
С уважением, Оксана.
Остались вопросы, прошу задавать.