Тяжело расстаться и начать все с чистого листа.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Моя нервная система уже воспринимает данную ситуацию крайне критически. Один раз я уже обращалась сюда по вопросу расставания, теперь снова прошу вас о помощи.
Мы с молодым человеком встречались 3,5 года, из которых 3 - на расстоянии. Это моя и его первая любовь, после чего мы уехали учиться в разные города. Видимся зимой и летом.. Последний год я ловлю себя на мысли, что партнёр стал уделять мне внимания все меньше.
Я наслышана, что чтобы сохранить отношения на расстоянии, нужно вкладывать силы, и сначала так и было - звонки несколько раз в день и т. д. Теперь это больше похоже на общение между родственниками, когда вы созваниваетесь раз в несколько дней, а динамичные переписки он терпеть не может (хотя на старте отношений и могли обмениваться сообщениями сутками, но видимо это были гормоны).
Я не могу винить его, потому что он заканчивает исторический факультет, а это те ещё бессонные ночи из-за учебы. Но и так я тоже не могу. Я музыкант и весьма романтичная натура. Он - нет. Все осложняется ещё и тем, что на момент поступления в магистратуру через полгода он снова хочет переезжать. Я так же переезжаю, потому что поступаю в консерваторию.
Казалось бы, вот идеальный момент, чтобы съехаться, но нет. У меня своя специфика приема на обучение, и в город, в который он хочет, я просто не могу. А у меня тоже статус, меня зовут в другое место. В это же время он, имея возможность поступить в любой город, хочет большего для себя, моя совесть и в этом не позволяет мне его упрекать.
Вижу, что ему кошки скребут на душе при мысли о том, чтобы жертвовать образованностью ради отношений, но не знаю, воспринимать ли этот фактор как "звоночек". Говорит, что любит и думает по этому поводу. Один раз мы уже были на грани расставания, как раз год назад. Тогда он был инициатором с той подачи, мол он знает, что из него плохой партнёр, что уже нет такого "огня" в его сердце по отношению ко мне, как раньше.
Я долго билась в истерике, не спала и не ела, много с ним разговаривала, переубеждала, после чего стала обращать ответное внимание на внимание других парней ко мне. Это длилось буквально месяц, после чего он "припух" и осознал, что не хочет меня лишаться. А лишаться есть чего - отсутствие ссор, оба спокойные и в меру эгоистичные, полное отсутствие меркантильности (ведь до последнего времени наши отношения в этом плане строились в подростковом режиме, в то время как мои сверстницы уже пользовались своим дамским положением).
В общем, столько всего пережито и есть много хорошего, что вспомнить. Вы спросите, почему я не хочу ждать дальше? Мне учиться еще 5 лет. Ему примерно столько же, потому что после магистратуры - аспирантура. Мы уже 4 года в таком режиме живем, и мне не хватает внимания, оберегания и тому подобных вещей. В конце концов из-за такого количества общения и контакта я боюсь, что люблю только его портрет и наше прошлое, его порядочность и ум, мое отношение с его мамой, а не его самого. Кто знает. Признается, мол ему кажется, что он не умеет любить, как-то по-своему у него это. Другой девушки у него точно нет, это я знаю. Может, не созрел?
Перейдем к тому, что беспокоит меня в этом ещё сильнее. Вы меня может и осудите, но у меня есть пассия, и такое отношение от меня человек заслужил, как и его отношение заслужила к себе я. Назовем его Коля. Коле я в свое время психологически помогла, поддержала и была другом какое-то время. Сейчас я вижу, что человек даёт мне приумноженное количество внимания, заботится и водит по всяким заведениям, надеется, что мы и дальше будем вместе, хочет знакомства с мамой. А я что? Я отвечаю на его ухаживания.
Потому что я чувствую себя любимой. Сначала у меня была к нему симпатия, потом стала воспринимать это общение как интригу, а теперь до меня дошло, что я задумалась о новых отношениях. И стало так страшно. Знаете, сравнивать партнёров не хорошо, но тем не менее. Коле все равно, где получать медицинское образование, в то время как он далеко не дурак. Он готов за мной пойти, потому что видит во мне шансы на хорошее будущее, для него душевная и крепкая романтическая связь так же важны, как финансовая или образовательная.
Единственное - его отношения с матерью далеко не идеальные и в обществе, в котором он раньше находился, его как-то не особо понимали. Я всё-таки тесно знаю этого человека почти только год, а не 4, этого мало, чтобы делать выводы, но мне нравится его отношение ко мне, как к человеку и как к девушке, и его отношение к жизни. Но это только часть того, почему мне страшно.
Пару месяцев назад я пыталась расстаться со своим молодым человеком. Позвонила и сказала, что я не вижу у нас будущего, не хочу, чтобы кто-то чем-то жертвовал, а потом через пару лет ещё не дай бог винил кого-то в этом. И что эта злополучная неделя до разговора, когда мы не созванивались неделю из-за его загруженности по учебе, окончательно добила меня на тему отсутствия приоритета. Вдруг свобода лучше для него.
И ладно, если бы от меня это звучало спокойно, но я ревела. Говорила и ревела. Не понимая, почему. Вот вроде есть другой человек, с которым уже ну все делается, что обычно делается в отношениях, а нет, мне было очень больно. При чем больно только тогда, когда нахожусь одна в доме. Такое чувство, будто живу прошлым, не могу избавиться от привычки к человеку и начать все с чистого листа с другим и полностью эмоционально отдаться.
После моего предложения расстаться молодой человек попытался спрятать свою боль, пусть мужскую и не смертельную, за маской спокойствия и уважения к моему решению. Но спустя пару дней моих слез и его скорбных мыслей мы всё-таки решили пожить дальше, хоть уже общаемся немного не так, как раньше. Все это понятное дело гложет Колю, и я чувствую огромную вину перед ними обоими. Я знаю, что к новому году я должна это решить, я все равно откажусь от чего бы то ни было и стараюсь готовить себя к этому. Так получается, что Коля мне нравится, он хочет съехаться, а в последствии переехать со мной и помогать моим родителям, остаётся только привязанность. А с той стороны есть "наркотическая" привязанность прошлого, но вообще не понятно, что будет дальше.
Да, это сложно, и решать мне, но я, наверное, просто хочу получить от Вас, дорогие психологи, наставление и советы, жизненные примеры или поддержку. Никогда не думала, что придется с подобным сталкиваться и переживать такой этап в жизни.
Автор вопроса: Диана Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Аксенова Наталья Леонидовна.
Здравствуйте Диана!
Спасибо, что поделились своей историей. В своем письме, вы не задаете вопроса психологу, а просите совета и поддержки в принятии окончательного решения.
Диана, я могу только представить, в каком смятении и растерянности вы сейчас находитесь. С одной стороны, это первая любовь, длительные отношения (4 года), привычка и привязанность к прошлому, НО в тоже время, отношения на расстоянии, редкие встречи, «дежурные» звонки, всего лишь приятные воспоминания и достаточно призрачное будущее. С другой стороны, есть реальный человек, который дает любовь, заботу и внимание, и «Он готов за мной пойти, потому что видит во мне шансы на хорошее будущее, для него душевная и крепкая романтическая связь так же важны, как финансовая или образовательная», а также «мне нравится его отношение ко мне, как к человеку и как к девушке, и его отношение к жизни». НО, «знаю этого человека почти только год, а не 4». И, пожалуй, это единственное НО, которое вас тревожит в этом человеке.
Диана, вы пишите, «я задумалась о новых отношениях. И стало так страшно». Подумайте, если бы вы получали достаточно внимания и заботы, если бы были уверенны в своем будущем со своим первым МЧ, мог бы появиться в вашей жизни другой МЧ? Спросите себя, а люблю ли я по-прежнему своего первого МЧ или это больше привычка? Хотели бы вы, чтобы с вами строились отношения по-привычке? Диана, крайне редко первая любовь продолжается всю жизнь.
Вы пишите, «Я знаю, что к новому году я должна это решить, я все равно откажусь от чего бы то ни было и стараюсь готовить себя к этому». Диана, какой бы выбор вы не сделали, кому-то в любом случае придется делать больно. Однако, делая этот непростой выбор, вы должны опираться в первую очередь на свои чувства внутреннего комфорта и на того человека, который в данный момент наиболее эмоционально значим для вас. Для разрешения внутреннего конфликта предлагаю вам выполнить упражнение «За и против». Для этого возьмите лист бумаги, разделите его на два столбца. В первом столбце запишите все «за», а во-втором все «против» ваших отношений с первым молодым человеком. А также ответьте себе на вопросы: Что я теряю разрывая отношения? Что я приобретаю, разрывая отношения? Тоже самое опишите про второго МЧ. Сравните записи, возможно, так вам легче будет сделать выбор.
Для избавления от "наркотической" привязанности к прошлому, в первую очередь вы должны принять изменения в своей жизни, перестать себя обвинять, не прятаться от своих чувств, а принять их - вы имеете на это право! Признайтесь себе, что те отношения закончились, поблагодарите своего МЧ за все хорошее, что вы пережили и постарайтесь отпустить. Если сразу после разговора (признания) не получится справиться с эмоциональным состоянием, можно выполнить техники «Письмо бывшему», а также «Общение с душой бывшего» (описание техник можно найти в интернете).
Диана, надеюсь, вы найдете для себя что-то полезное в моем ответе. Если у вас остались вопросы, можете написать в комментариях. Если будет нужна моя помощь, обращайтесь. Информация о получении индивидуальной консультации размещена в моем профиле.
С уважением, ваш психолог Аксенова Наталья.