Бесцельное существование.

Вопрос психологу:
Доброго времени суток, уважаемые психологи!
Прошу прощения, что отнимаю у Вас время, я знаю, что есть люди, которым действительно нужна помощь, у кого настоящие проблемы. Мне же просто надоела моя скучная бесполезная жизнь, которую я, должно быть, сама такой и сделала, но как изменить это не представляю. Дело в том, что я очень негативный человек, я часто слышу такое от людей, что якобы я пессимист и вижу мир в темных тонах. Может это и так, но я считаю, что надо смотреть правде в глаза, и учитывая все факты, можно сделать утверждение о том, что в жизни больше разочарований, чем чего-то хорошего. Я говорю не только о своей жизни, но об этом мире вообще. Кроме того, мировоззрение почти на 50 % генетически заложено, т. е. уровень серотонина изначально у всех разный. С каждым годом у меня возрастает ощущение, что я влачу бесцельное существование - и это правда, у меня нет цели в жизни, ни одной. Раньше были хоть какие-то, пусть и не совсем реальные, а сейчас все стало безразлично, по той причине, что все это не имеет смысла. Я с детства помню, что родители говорили, как важно иметь цель в жизни, к чему-то стремиться, и я всегда к чему-то стремилась, чего-то достигала, училась, получала дипломы, потом копила деньги, чтобы переехать, переехала в другой город, и теперь ощущение, что нужно дальше что-то достигать, пропало. Мне ничего не хочется, ничего не интересно по настоящему, интересов очень много, чем я только не пробовала заниматься, сначала кажется, что это классно, мне это нравится, но достигая определенных результатов, я все бросаю. Работа – это вообще для меня больная тема. Ни разу у меня не было работы, которая бы меня устраивала. Работаю не по специальности, совершенно не используя знания, полученные, к примеру, в университете. Кажется, что я могу больше, но что конкретно могу, не знаю. Смотрю на некоторых своих коллег, которые «в теме», получают более высокие зарплаты и считают себя классными специалистами, и считаю себя ничтожеством, ни на что не способным. Кроме того, я всегда «на нервах», внутри всегда ощущение, что что-то может пойти не так, что на работе случится какая-то проблема, которую я не смогу решить, что я совершу ошибку и буду глупо и жалко выглядеть. Вечно грызу ногти, и ничего не могу с этим поделать. Я пытаюсь заполнить свою жизнь какими-то делами, походами, изучением чего-то нового, но такое ощущение, что склонность к бесконечному анализу не дает в полной мере насладиться тем, что я делаю. Я вечно думаю «и что, что я это сделала, и в чем смысл?» Кажется, я слишком много думаю и мало чувствую. Начинаю думать о чем-то, и в результате всегда мои мысли доходят до самобичевания или до заключений о том, что вообще вся жизнь – страдание, и надо как-то смириться с этим, но смириться тоже не получается. Вычитала в интернете про психастению, кажется, что на 90 % про меня. Хотела пойти на личную встречу с психологом, но смелости не хватило, я ведь трус, вечно всего боюсь, боюсь, что подумают другие. Мне уже 29 лет, довольно много, к этому возрасту уже почти у всех есть дети, надежные друзья, карьера, а я чувствую себя ничтожеством, хотя честно признаться, довольно умело прячу эти чувства. У меня есть 2 близких человека, с которыми я могу поделиться – мой молодой человек и близкая подруга, но последние несколько месяцев чувствую, что им уже надоело мое бесконечное нытье о том, что я не могу реализовать себя, что мир прогнил и все в таком духе, и их можно понять. Мама говорит, что нужно заводить ребенка, и больше ее ничего не интересует, а я совершенно не хочу заводить не то что ребенка, а даже домашнее животное в том состоянии, в котором сейчас нахожусь. Теперь я вообще стараюсь ни с кем не делиться, нашла здесь способ сообщить о своем состоянии и буду очень благодарна, если кто-то найдет время ответить. Спасибо!
Автор вопроса: Амайя Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Постовая Татьяна Андреевна.
Здравствуйте, Амайя, благодарю Вас за вопрос.
Позвольте похвалить Вас за смелость, которую Вы, несомненно, проявили, так как решились написать на сайт специалисту, что тоже не всегда просто. У Вас блестящие аналитические способности, Вы так подробно и четко обрисовали свою проблему, осветили её со всех сторон, последовательно и кратко, и даже самостоятельно поставили себе диагноз. Опровергнуть или подтвердить диагноз Ваш не могу, потому что по тексту это сделать невозможно.
Начав читать Ваше письмо, где вы извиняетесь, что отнимаете у меня время, и что Ваша проблема Вам кажется ненастоящей, мне стало очень грустно от того как Вы к себе относитесь, что считаете, что Ваши проблемы никому не интересны и никому нет до них дела. И сразу появился вопрос: Кто же так к Вам относился, что Вы решили, что у Вас ненастоящие проблемы? Кто был так жесток с Вами, что сейчас Вы так жестоки к себе?
Если человеку эмоционально плохо ему необходима помощью и поддержка, понимание и принятие, и ни одна проблема не может называться «ненастоящей». Мне жаль, что Вы так обесцениваете себя и свои потребности. Я сопереживаю Вам и понимаю, что Вы чувствуете, в каком Вы сейчас напряжении и тревоге.
Я могу только предположить причину, стоящую за Вашим состоянием. Я буду задавать наводящие вопросы и, размышляя над ними, Вы, возможно, увидите себя и свою жизнь под другим углом, возможно, сделаете выводы и что-то предпримите, что посчитаете нужным.
Вы написали, что родители говорили Вам, «как важно иметь цель в жизни, к чему-то стремиться». Предположу, что когда Вы были маленькой девочкой, родители нагружали Вас чрезмерной ответственностью, которую Вы были не в силах вынести, и хвалили Вас только за то, что Вы делали что-то правильно и без ошибок, и только тогда Вы могли ощутить их любовь, а сама по себе Вы не были для них значимы и ценны. Вы, возможно, делали всё, очень старались, чтобы угодить им и быть для них «хорошей девочкой», чтобы заслужить их любовь и принятие.
Скажите, пожалуйста, родители, когда-нибудь говорили Вам, что любят Вас просто так, что Вам ничего не нужно делать ради их любви, что Вас можно любить просто, потому что Вы есть? Это очень важно понимать. Если родители Вас ценили только за достижения и успехи, то, возможно, именно из-за этого Вы сейчас также относитесь к себе, как когда-то они относились к Вам.
Теперь Вы вместо своих родителей, предъявляете себе непомерно высокие требования, берете на себя чрезмерную ответственность. Ваше состояние можно объяснить тем, что Вы не выдерживаете такого сильнейшего напряжения, тревоги и беспокойства в связи с все возрастающим недостижимым стремлением к безупречности и идеальности, чтобы заслужить одобрение окружающих, возможно, как когда-то в детстве Вы заслуживали любовь Ваших родителей.
Вы так осуждаете себя, критикуете и нападаете на себя, это совершенно несправедливо. Неудивительно, что Вы потеряли смысл в жизни и чувствуете себя ничтожеством, понимая, какая пропасть между Вами и теми требованиями, которые Вы себе придумали.
Вы написали, что грызете ногти, это может быть связано с тем, что Ваши родители применяли к вам физическое насилие. Если это так, мне жаль, что это было с Вами, Вы этого не заслуживали.
Вы столько умеете, Вы очень целеустремленная, образованная, ответственная и, наверняка, исполнительная. Вы сравниваете себя со своими коллегами, которым, как Вы пишите, Вы уступаете, что они выглядят уверенными и довольными, а Вы на фоне их ощущаете себя ничтожеством.
Первое, что нужно сделать, как мне кажется, это перестать сравнивать себя с другими людьми, так как часто Ваше сравнение не идёт Вам на пользу. Вы находите себя хуже этих людей, хотя, я уверена, что это не так, вы просто другая, уникальная, со своим особым отношением к себе и жизни. Вы значимы сами по себе, без «делания», то есть без своих достижений и дипломов.
Вы правильно отметили, что Вам необходимо больше чувствовать, просто быть в этой жизни, жить. Позвольте себе ошибаться, делайте одну маленькую ошибку в день, например. Все люди ошибаются, только так мы учимся, познаем опыт жизни, мы же не роботы. Ошибаться совершенно нормально.
Вам важно научиться расслабляться, отдыхать. Возьмите себе время подумать чего Вы хотите на самом деле. Вы написали, что у Вас есть два близких человека, я очень рада, что они у Вас есть, и Вы можете попросить у них поддержки, Вы заслуживаете этого. Вы априори заслуживаете уважения, принятия, тепла и любви.
Вы молодец, что написали о своем состоянии, Ваш организм сигнализирует Вам, что нужно что-то менять в своей жизни, и Вы уже начали. Ваше эмоциональное состояние преодолимо, Вам необходимо научиться по-настоящему заботиться о себе, понимать и осознавать свои потребности и желания, удовлетворять их. Начните с малого. Сделайте для себя что-нибудь приятное, устройте себе приятный вечер или весь день, как хотите.
И Вы правы, Вам нужна поддержка специалиста, который бы помог и направил Вас, и тогда Ваше состояние может улучшиться быстрее, главное захотеть. Я понимаю, каково Вам и понимаю Ваши чувства. Я верю, что всё в Ваших руках. Вы можете изменить свою жизнь. Соглашусь, что поход к психологу требует большой смелости и решимости, и это действительно страшно и волнительно, потому что неизвестно, что Вас там ждет, что Вам скажут. Это как первый раз скатиться с горки или прыгнуть с «тарзанки», а второй раз будет уже не так страшно. Я уверена, что Вы справитесь. Я желаю вам сил и смелости! Если появятся вопросы - пишите мне на почту [email protected]