Не умею делиться проблемами.

Вопрос психологу:
Добрый день. Я человек самостоятельный, но начала замечать это совсем недавно. Я подумала, что только пару лет назад я научилась прятать чувства глубоко в себе, не трепля ими нервы себе и окружающим, но, как оказалось, я с подросткового возраста ничего не рассказываю людям о своих проблемах. Когда-то, например, моя тетя назвала меня человеком чересчур сдержанным и недоверчивым, а я крайне удивилась: "Я сдержанная и недоверчивая? Да ладно!". А недавно я совершенно случайно рассказала маме, что в школе слыла типичным необщительным "ботаником" и пыталась спрятаться подальше от чужих глаз. Я это говорила мимоходом с полной уверенностью, что это и так общеизвестный факт (просто речь случайно зашла за школьные годы). Мама же выпучила глаза, удивленно на меня посмотрела и спросила, почему я ей этого никогда не говорила.
Сама я частенько помогаю людям, друзьям и родным. Вникаю в их проблемы и даю советы, и меня это совершенно не напрягает, но в последнее время начала получать все больше упреков в том, что я вот им не доверяю, ничем с ними не делюсь, а то, что у меня, оказывается, были какие-то трудности, выясняется только через несколько лет.
Так было с моей первой любовью. Моя двоюродная сестра младше меня на пять лет, и она совсем не такая. Она, когда не взаимно влюбилась, пришла домой и устроила истерику. Все тут же побежали ее успокаивать. Я тоже старалась успокоить, но про себя думала: "Я бы так никогда не сделала, не стала бы выставлять все напоказ".
Про мою же первую и не взаимную двухлетнюю любовь родные узнали совершенно случайно и не от меня. Произошло это спустя год или два после того, как мои чувства полностью остыли.
Недавно я услышала от моей мамы такую фразу "Ты вся в отца. Он тоже никогда ничего о себе не рассказывал, все держал внутри. Может, поэтому мы с ним развелись". Она была обижена, а я тут же начала заверять, что у меня нет никаких проблем.
Я словно подсознательно считаю, что другие имеют право выговариваться, а я нет. Мне стыдно, неловко, я как будто показываю свою слабость, но в то же время не считаю, что другие кажутся слабыми, когда рассказывают мне о своих трудностях. Я люблю их выслушивать, и мне очень приятно знать, что я им помогла (они сами так говорят).
Недавно у меня случилась истерика из-за одного неприятного события. Я сидела, заперевшись в своей комнате, и плакала почти в голос, но, когда услышала шаги за дверью, тут же вытерла слезы, сделала обычное лицо и продолжила заниматься своим делом. Конечно, никто ничего не заподозрил, чему я была очень рада, но сейчас после этой истерики мне плохо. Прошли сутки, а я не ем, не чувствую каких-то эмоций, только гнетущая апатия. И, опять же, наблюдаю, как мои друзья рассказывают о своих проблемах, а на вопросы: "Как у тебя дела?" стабильно отвечаю: "Все в порядке".
В какой-то момент я попробовала все-таки рассказать о своем состоянии и начала с намека на желание выпить чего-нибудь крепкого, но, когда у меня спросили, не случилось ли чего, я тут же взяла себя в руки и отшутилась. Весьма удачно, кстати.
Хочется рассказать кому-нибудь о своем состоянии. Может, я просто хочу, чтобы меня пожалели, как маленькую девочку, а может, чтобы разделили со мной переживания, но даже сейчас, пока я писала этот текст, я чуть ли не насильно давила из себя каждое слово. Чувствую себя тряпкой.
Недавно я вспомнила, что в детстве я была очень плаксивой девочкой, за что на меня постоянно ругались взрослые, а дети смеялись надо мной. Называли плаксой, а на попытки объяснить, что случилось, я получала фразы о том, что я сама виновата. Либо что я унижаюсь, расстраиваясь по таким поводам. Либо что это не стоит переживаний. В общем, никакой конкретной поддержки не было. Может, все дело в этом?
Буду очень признательна и рада вашей помощи. Не хочу, чтобы родные обижались, да и носить все в себе становится тяжело сейчас, когда я близка к спонтанным плачам из-за той самой ситуации. Может, это просто начало депрессии или типа того, поэтому я начала задумываться о том, чтобы начать с кем-то делиться своим негативом?
Извините за сумбурный рассказ. Буду ждать ответа.
Автор вопроса: Алёна Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Ладатко Марина Георгиевна.
Доброго времени, Алёна. Да, такая чер та ха рак терапия, как замкнутость - быть сильной не ныть, воспитана у Вас с детства. Почему Вас так учили? Скорее всего, так было легче самим родителям переносить слезы ребёнка. По другому они сами не умели. Закрыться в ракушке и переварить, отсидеться, чтобы не стать более уязвимыми. Хорошо это или плохо? Это было наиболее безопасно для Вас раньше. Сейчас это доставляет Вам дискомфорт и Вы готовы что-то менять.
Начните проговаривать неприятные ситуации сами себе. Именно проговаривать, а не варить их у себя в голове, пока уже тошно не станет. Проговаривать можно перед зеркалом - встреча с человеком, которому Вы действительно доверяете. Можно писать письма, вести дневник, в котором Вы описываете ситуацию, свои чувства в тот момент и свое отношение в данный момент к происшедшему тогда.
Алёна, не рекомендую вот сразу так брать и первому встречному (пусть даже давно знакомому и родному человеку) рассказывать всё, получая новый опыт - поделилась. Почему? Люди разные, как например, Ваша мама - обиделась за то, чтобы тогда ей не сказали... что Вы получили вместо поддержки? Некоторое разочарование и обиды мамы. Точно так же и с подругами/друзьями, если Вы хотите просто выговориться о проблеме, то не ждите одобрение, поддержку, безпридвзятость. Просто говорите, и Вам будет легче от этого. У каждого опыт свой, и хорошее для одного станет гибелью для второго. Так и с советами знакомых, с их оценкой - это будет их опыт. У Вас он свой.
Алёна, другой вопрос, который Вам придётся решать - это поиск себя. Какая Вы? Чего хотите для себя? А не для друзей/знакомых, проблемы которых Вы решаете. Вы девушка, и Ваша задача быть радостной и счастливой. Такое будет, когда Вы будете знать себя, жить для себя. Иначе, когда у друзей всё хорошо, что будете делать Вы? Много раз в письме Вы называете себя человеком, самостоятельным человеком. Это больше к мужскому. Будьте самостоятельНОЙ, заботливо девушкой, женщиной. Будьте лёгкой и открытой, а это значит - с лёгкостью принимать разные ситуации (они все нас чему-то учат), говоритого о них по факту случившегося, не претендую на одобрение/осуждение. Нужна помощь? Говорите людям о ней, и они будут рады видеть в Вас тоже человека, который имеет сложности, которые будут рады помочь, так как они тоже почувствуют свою важность для Вас.
С уважением, Ваш психолог, Ладатко Марина Георгиевна.