Я не могу выражать свои мысли чётко и ясно. Мне не хватает уверенности.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. У меня такая ситуация, что я не могу выражать свои мысли чётко и ясно, возможно, что я завистлив от окружающих поэтому чтобы им льстить пытаюсь не выражать полностью мысль, также чувствуется неуверенность, я хотел бы понять как с этим бороться ибо я абсолютно перестаю быть собой на протяжении 3 лет именно с 15-16 началось погружение в собственные мысли, где мой мир находится в моей голове и из которого казалось бы нельзя выбраться, как я отношусь к этому спросите вы? Скорее негативно ибо я не просил бы вас мне помочь из-за такого комплекса у меня отсутствует цель в жизни. Так же возможно у меня есть комплекс неполноценности, я перечитал пару пробных книг на тему психологии, но все бестолку. Я не знаю, что ещё вам рассказать.. зная себя настоящего мне трудно раскрыться из-за проблемы описанной выше мне не хватает уверенности и где её брать я не знаю, надеюсь что вы мне поможете . На данный момент меня беспокоит, то что я не собран моя дисциплина отсутствует и я очень огорчен, что морально слаб, чтобы справиться со всем самостоятельно.
Автор вопроса: Данил Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Гришугина Наталья Анатольевна.
Здравствуйте Данил. Не могу не отметить, что период, который Вы переживаете, является естественным для каждого человека, и в то же время достаточно сложным. Ведь перемены происходят как на физическом уровне, так и на психологическом. Это период СТАНОВЛЕНИЯ и формирования ЛИЧНОСТИ, поэтому поддержка и информация просто необходимы. Давайте посмотрим что можно сделать..
Для начала, на мой взгляд, полезно СМЕНИТЬ свою внутреннюю установку. Из Вашего письма: «я не собран моя дисциплина отсутствует и я очень огорчен, что морально слаб, чтобы справиться со всем самостоятельно». А что если поменять на: «Да, у меня сейчас не простой период, но у меня ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ узнавать себя, учиться чему-то новому и МОДЕЛИРОВАТЬ себя и свою жизнь. Это очень интересно и принесет мне больше пользы, чем оставить все как есть».
Противоядием от чувства неполноценности может стать РАЗВИТИЕ адекватного самовосприятия, самоуважения и уверенности.
САМОВОСПРИЯТИЕ складывается у человека на основе мнения о самом себе. На качество личного мнения влияет предыдущий опыт общения со своим окружением, начиная с родителей. Хорошая новость в том, что мнение/представление о себе можно и нужно менять, чтобы получать внутреннюю силу, поддержку и радость.
Задание 1.
Цель: Лучше узнать себя и заметить свои внутренние установки.
Запишите свои ответы на вопросы:
Каковы мои сильные и слабые стороны?
Что мне нравится/интересно, а что нет?
Чем я руководствуюсь по жизни?
Каких успехов я добился?
Какие неудачи случались?
Что получается особенно хорошо?
Что мне помогает и что мешает?
Чего я хочу и что для этого я готов сделать?
Известно, что установки влияют не только на состояние в настоящем, они даже «диктуют» планы на будущее. Поэтому решите, что оставить, а от чего отказаться.
Задание 2. Условно разделите свои установки на 3 группы: «мусор», «кладовка» и «сейф». Эффективнее будет если также запишите, что конкретно относится к каждой группе: «в кладовку» то, что еще пригодится, «в сейф» - ценное, ну и мусор, есть мусор - выбросьте.
САМОУВАЖЕНИЕ тесно связано с ПРИНЯТИЕМ СЕБЯ без условий (несмотря на свои слабые стороны). Подумайте о знакомом человеке, которого принимаете как есть, хотя замечайте его недостатки. Перенесите это отношение на себя. Замечайте свои достоинства. Самоуважение также связано с нашими ПОСТУПКАМИ. Оно растет, когда мы преодолеваем внутренние страхи (ведь страх сковывает ПОСТУПИТЬ определенным образом и вообще тормозит развитие). Поэтому понаблюдайте за своими реакциями, чего вы избегаете и почему? Приведу примерный список: страх критики; страх совершить ошибку; страх быть не хорошим для кого-то; страх занять определенную позицию, сказать нет и тд. Четко определив свои страхи, Вы будете знать что менять или что контролировать.
УВЕРЕННОСТЬ в себе можно повысить, отказавшись от «самоедства». Лучше решите что конкретно СДЕЛАТЬ или исправить, вместо того чтобы «смаковать» свои ошибки. Самодисциплина тоже может положительно повлиять на уверенность. Дело в том, что человек постоянно оценивает то, что делает. Он чувствует себя успешным и уверенным, когда отмечает что СДЕЛАЛ запланированное. Поэтому заведите ежедневник, записывайте то, что реально можно успеть сделать за день/неделю/месяц. Решите во сколько будете просыпаться и ложиться спать. ПРИДЕРЖИВАЙТЕСЬ этого! Запланируйте 15-60 мин в день для занятий спортом или хотя бы прогулки. Подводите итоги каждый день. Порадуйтесь или похвалите себя за успехи. Ставьте новые цели и планы.
Что касается четкого и ясного выражения своих мыслей, этому стоит учиться. Например, читая статьи, книги (выберите интересные для себя темы) и пересказывая главные мысли. Если не кому - пишите в блокнот. Думайте что Вы хотите сказать и ЗАЧЕМ. Упражняйтесь в ясном выражении мыслей, записывая себя на диктофон. Прослушав, отметьте что улучшить и как. Вот Вам и цель на ближайшее время.
Помните, человек, который хочет передвинуть гору, начинает с того, что переносит мелкие камни..
Успехов Вам!