Как побороть неуверенность в себе?

Вопрос психологу:
Мои комплексы, на мой взгляд, идут с детства. Мама меня не воспринимала таким ребенком, которым я была. Отец ушел из семьи, когда мне было 7 лет. У меня много негативных воспоминаний о детстве и все они связаны с отношением мамы ко мне. Она морально надо мной издевалась... Историй слишком много, приведу лишь несколько из них. Я не любила выходные и когда мама дома, потому что все утра субботы и воскресенья начинались с того, что она кричала на меня и оскорбляла. Мне было всего5-7 лет, не успев проснуться, я уже слышала, что я - грязнуля, тварь, что надо вытирать пыль и давала мне влажную тряпку, а если я пропускала кусочек, сердилась ещё больше, скандалы могли длиться по 5 часов, она меня не била, но ей нужно было меня видеть. Когда я закрывалась от нее в туалете, она начинала биться телом о дверь, однажды она её выломала. Но это не единственный случай. Я училась на 4-ки и 5-ки, но если я получала 4… начинались снова оскорбления и слова, что все дочери коллег - отличницы, почему я такая тупая. Я честно старалась, но не получалось учиться на 5… чужие дети для нее всегда были лучше, и она об этом говорила всегда... у кого-то фигура лучше, у кого-то структура волос. А соседка, к примеру, моя одногодка была очень аккуратная, но при этом училась на двойки, даже не знаю тройки, в возрасте 8 лет я уже говорила, что мама не могут все дети быть идеальными, да, она сама догадывается делать уборку, но учиться на двойки, но меня никто не слышал. С детства она обвиняла меня, что всё, что на мне одето, купила она, вплоть до трусов, иногда, уже в возрасте 10 лет (а у меня уже пришли месячные, пришли рано), она раздавала меня и выкидывала на лестничную клетку, у нас на этаже было 8-9 квартир, затем захлопывала дверь, я умоляла меня пустить, через час она открывала. Мне нельзя было чего-то не знать, как ребенку, её это злило. Она постоянно со мной соперничала, если кто-то говорил, что я - молодец, она тут же отвечала:«Вы что она - вредная, она - плохая», один раз у нас ночевала её сестра с детьми, и я, мне было лет 6, проявляла гостеприимство словесно, спрашивала, как спали. Её сестра, моя тетя, меня похвалила, что я заботливая. Когда она ушла, мама накинулась на меня со словами, что что её заслуга, что это она постирала и наградила им постель, причем здесь я, а потом обзванивала подруг по телефону и говорила, что её сестра - дура. Убедила меня маленькую в том, что все родственники меня ненавидят, а общаются со мной лишь потому что уважают ее, мою маму. Именно так и говорила! Разбить посуду нечаянно было нельзя, орала, оскорбляла. Доходило до безумства, нюхала мои грязные трусики и говорила :«Фу, воняет. Так и будешь свою вонючую .... мужикам давать, а они будут тебя .... и сбегать», а мне было не больше 12 лет. Говорила и показывала руками, прыгая и, кривляясь, что лучше бы задушила меня при родах между ногами. Ей не нравился мой смех, то, что хотела учиться играть на гитаре. Не разрешала смотреть телевизор, приказывала читать. В парки в выходные мы никогда не ходили. В переходном возрасте говорила, что я - страшная. Хотя, это не так... я очень симпатичная девушка. При этом, мама не алкоголик, а все родственники и люди на работе и подумать не могут, что она на это способна. Если у меня был конфликт, в школе, никогда не поддерживала меня, всё время были правы другие. Мне повесили табличку на спину, что я-дура, старшеклассницы, которых я видела в нашем дворе, видимо, поэтому выбрали в школе меня, она говорила, что значит я сделала что-то не так. Хотя в классе я никогда не была изгоем, была как все дети, но споры случались. И всегда доя мамы была неправа я, даже если очевидно было, понимая сейчас, что в некоторых случаях правда была на моей стороне. Я - единственный её ребенок. К чему это привело в результате... я не могу выражать свое мнение при других людях, боясь, что меня не поддержат, стоит кому-то говорит уверенно или повысить на меня голос я опускаю глаза и не могу возразить, я не умею себя защищать. Я от этого в мой взрослой жизни страдаю, мне сложно в больших компаниях и коллективах. Я закончила институт, я - бухгалтер, в этой работе без споров не обойтись, но меня проще согласиться, чем выразить мою точку зрения. Маму я давно простила, общаемся, как будто не было ничего, вместе не живем. Хотя даже сейчас, она может критиковать меня во всем, особенно, что я набрала вес, ей отвратно на меня смотреть. Во мне 80 кг при росте 170 см. Мне очень нравятся люди, которые уверенно высказывают свою точку зрения, даже, если вся толпа против, при этом многим удается переубедить толпу. А ещё я стремлюсь постоянно всем угодить, быть хорошей, в результате моя «мямленность» раздражает резких людей, я от этого страдаю, плачу. С личной жизнью всё хорошо, вышла замуж в 30 лет. Очень мешало строить отношения с мужчинами то, что я хотела сбежать от мамы, и выйти быстрее замуж, при этом отпугивания этими разговорами парней, но потом я начала работать, жить одна, и постепенно это прошло, я стала мудрее и встретила мужа. Он и повысил мне самооценку как женщине. А вот в взаимодействие с обществом, остались проблемы. Подруги у меня есть, но они все, как и я, алкоголь пьют в меру, не курят и, приличные девушки, но по жизни же мы сталкиваемся с разными людьми и хочется уметь держать себя и с такими. Как мне побороть стать увереннее в себе, не поддакивать другим людям, уметь отстоять мою точку зрения? Как не боятся, что меня не поддержат или не поймут?
Автор вопроса: Света Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Скарбан Ольга Тимофеевна.
Света, здравствуйте!
Спасибо, что вы поделились своей историей. Мне очень и очень жаль, что ваша мама так к вам относилась. Вам очень многое пришлось пережить в детстве, в тот период когда человек больше всего уязвим, нуждается в любви, заботе, поддержке. Конечно, скорее всего ваша мама так вела себя не специально, а из-за за собственных проблем, травм, с которыми она не смогла справиться. Возможно, последней каплей для неё стал уход вашего отца, она не сумела прожить это и нашла виноватого - вас. И отыгрывала всю свою боль, бессилие, злость на вас. Вашу маму можно простить (хотя это трудно), но оправдать ее действия ничто не сможет. Она была взрослой и способной сделать другой выбор, вести себя по-другому по отношению к вам, это была ее ответственность.
Света, вы уже сами понимаете, что ваш стиль поведения с окружающими, ваши реакции и то что вы при этом чувствуете - формировались в детстве исходя из тех условий, в которых вы находились. Это определённый способ выживания, который формировался годами. Сейчас эти реакции срабатывают автоматом, поэтому сложно порой отслеживать, не то что менять их. Света, я вам очень рекомендую обратиться к психологу (особенно хорошо со специализацией работы с травмами) для прохождения терапии. В вашем случае просто делать различные техники по уверенности себе, выполнять упражнения - боюсь, не даст большого результата. Навык можно тренировать, но ваш страх все равно останется и будет вас тормозить, будут срабатывать защитные механизмы. И здесь нужно не перебарывать вашу неуверенность, не ломать, а бережно работать с ее причинами. Нужна глубокая проработка ваших детских отношений с мамой, вашей боли, гнева, ненависти, страха и т.д.- все то, что вы могли испытывать в детстве к маме и из-за мамы, то что позже спрятали глубоко внутри, но оно до сих пор живёт в вас и проявляется разными неприятными последствиями. Вытащить чувства на свет, прожить их, переработать детскую травму - все это с поддержкой психолога. Затем уже разбираться с уверенностью. Чтобы уметь отстаивать себя, говорить «нет» нужно иметь внутренний стержень, опору на себя. А это как раз идёт из любви к себе, принятия себя, веры в свои силы - это то, чем надо заполнить себя после глубокой работы с детскими воспоминаниями.
Хочу отметить, Света, что вы большая молодец. Ну правда, вы получили образование, нашли работу, стали жить отдельно, вышли замуж за мужчину, который прекрасно к вам относится, у вас есть подруги. Это уже достижения даже для человека, у которого детство было гораздо проще. Задумайтесь, вы уже этого добились, это уже ваша сила, и рядом есть те люди, которые принимают, любят, ценят вас такой какая вы есть. Теперь очередь за вами. Чаще хвалите себя за любые достижения, даже кажущиеся совсем незначительными. Например, каждый вечер перед сном можно записывать 5 пунктов, почему я сегодня молодец? Пусть это войдёт в привычку, привычку хвалить себя, ценить себя. Но повторюсь, что такие вещи сработают при условии глубокой проработки детских травм.
С уважением к вам и вашей ситуации, психолог Скарбан Ольга.