Как начать новую жизнь? С чистого листа, если резервов нет вообще.

Вопрос психологу:
13 лет назад я познакомилась с молодым человеком. Спустя какое-то время я забеременела и за месяц до родов переехала к нему жить. Сразу скажу, что он меня не приглашал. Фактически я напросилась (давила на жалость, постоянно говорила об этом и т.д.) Говорила и настаивала потому, что мои родители всю беременность ругали меня и выгоняли из дома. Им важно было сохранить лицо перед соседями, ведь я не замужем, а уже с пузом хожу. Молодой человек не спешил знакомиться с моими родителями, и не спешил делать официальное предложение. И вот я на 8 месяце беременности плюс защита диплома и гос. экзамены в институте плюс большая вероятность остаться без крыши над головой металась и постоянно думала, куда мне податься и что делать. Итак, я переехала. Родился ребенок. И начались трудности с деньгами. Пособия были крошечными. Гражданский муж (далее я его буду называть сожитель) уволился с работы. И совершенно не торопился искать новую. Я начала паниковать. И чем меньше становилось денег, тем больше становилась паника. Стала разговаривать с сожителем о работе, даже искала ему вакансии, но вся моя активность только раздражала его. В конце концов, я нашла работу репетитором. Я молилась, чтобы ребенок, с которым занималась, не заболел. Потому что если заболеет мой подопечный, не будет занятия, а значит - не будет денег. Так я жила от занятия к занятию. С этого момента у нас больше не было совместного ведения быта. Деньги я зарабатывала только на себя и на ребенка. Через 6 лет я переехала от него с ребенком. Но переехала в соседний дом, поэтому он стал частенько заглядывать, чтобы узнать, как ребенок. Восстановились интимные отношения. И я забеременела во второй раз. И опять началась паника: первому ребенку 7 лет, я беременна, съемное жилье. Как я буду жить на пособия? И я опять напросилась обратно к сожителю. Ребенок родился с осложнениями, была родовая травма. Провела с ним только 6 месяцев и опять вышла на работу из-за нехватки денег. Сожитель оставался смотреть за ним. Несмотря на работу, денег все равно не хватало. Появились долги в банках. Два года назад я родила третьего ребенка. Сожитель по-прежнему не работает, я опять вышла на работу. Работодатель разрешает работать по свободному графику. Это и спасает. Год назад я купила комнату на материнский капитал в другом городе. Комната 12 кв. метров. Этим летом хочу туда переехать вместе с детьми. Казалось бы, все же нормально. В некоторых семьях так: мама работает, папа в декрете. Но что значит в декрете? Значит, смотреть за ребенком. А он не смотрит толком. Если надо покормить или помыть ребенка, то сожитель звонит мне и я прибегаю, чтобы поухаживать за ребенком. Сам он не делает ничего. Даже старших детей не кормит. Говорю, там есть еда, просто надо разогреть и дать детям поесть. Отвечает, мол, сама приходи и корми. Бегу и кормлю. Куда деваться. Я не прошу у него денег (на данный момент он не работает уже 12 лет), он сам берет деньги из пенсии своей мамы. Все бы ничего, но он еще некрасиво ведет себя при детях. Если ему надо что-то мне сказать, то просит одного из детей со словами: "Идти и скажи этой... и далее нецензурные слова" Делает много пакостных вещей: например, если мне надо куда-то поехать по делам, то он уходит из дома и отказывается смотреть за ребенком; если мне надо срочно утром на работу, то может специально разбудить меня ночью и начать читать матерные стихи. Сразу скажу, он вообще не пьет. Все делает на ясную голову. Может харкнуть на пол, один раз помочился на диван, на котором я сплю. Говорит, пусть от тебя воняет. Не разрешает принимать душ (моюсь редко, быстро и когда он спит). Такое отвратительное отношение у него только ко мне. Детей эти вещи не касаются. Разговаривать у меня с ним не получается. Не хватает терпения, иногда он мне омерзителен. Я начинаю кричать на него, припоминая все его проступки. И то, что не работает уже столь лет, и не помогает, и из роддома ни разу не встретил, и дома гадит. Иногда начинаются драки. Я говорю драки, потому что я даю сдачи и даю хорошенько и основательно. Кусаюсь, дерусь, бью тем, что попадет под руки. Дерусь ногами и кулаками. Но вы должны понимать, что я не избиваю его. И он не избивает меня. Мы деремся на равных. Видимо, каждый за свою правду. Свою правду я рассказала. Его правды я не знаю. Я вообще похоже многое о нем не знаю. Все дети носят мою фамилию, отцовство он не признал. Официального брака нет. Делить нам нечего. На данный момент мне предстоит переезд в другой город, забота о трех детях (младшему из них 2 года), поиск новой работы. Где взять резервы на все это? Я не знаю. Знаю одно, надо бежать. Так будет легче и мне, и ему, и детям.
Автор вопроса: Юлия Возраст: 39

На вопрос отвечает психолог Мамедова Айтекин Натиг гызы.
Здравствуйте, Юлия,
Очень сочувствую Вашей ситуации, могу представить, как Вам сейчас сложно и страшно с тремя детьми на руках, одной начинать все с нуля. Однако, не могу не отметить, что Ваш образ жизни и решения, которые Вы принимали за последние несколько лет, вызывают очень много вопросов относительно Вашего уровня ответственности и психологической зрелости. Я могу понять, как Вы оказались в такой непростой ситуации в первый раз - по молодости, неопытности, не было поддержки со стороны родителей, первая беременность, страх, и Вам ничего не оставалось, кроме как обратиться за помощью к отцу ребенка. Но за следующие два инцидента ответственность полностью лежит на Вас и Вашем сожителе. Вы называете Вашу ситуацию обычной, мол мама работает, а папа в декрете, но Вы глубоко заблуждаетесь, если считаете образ жизни свой и Ваших детей нормальным. Не знаю, что именно удерживает Вас от побега от подобных нечеловеческих условий, почему Вы медлите, почему терпите подобное отношение к себе и своим детям. Более того, Вы сейчас находитесь на чужой территории, и Вам там не рады и дали Вам это понять всевозможными способами. Единственное, что Вы можете требовать от этого человека – признание им отцовства и выплата Вам алиментов, но ждать, что он станет заботливым и внимательным отцом или хотя бы достойным человеческим существом, бессмысленно, бесполезно. Подумайте, какой страшный пример перед глазами Ваших детей, какие у них будут представления о том, какая должна быть семья, как они в будущем будут строить свою жизнь, насмотревшись на все эти ужасы дома. Не лишайте себя и Ваших детей возможности на лучшую жизнь. Вы и так достаточно долго тянули с решением. Поверьте, комната даже в 5 квадратных метров, в которых царят мир и спокойствие, гораздо лучше вашей нынешней видимости семейной жизни, где царят законы джунглей, родители дерутся, а отец ведет себя просто недопустимо по отношению к матери. Любой человек, любой ребенок заслуживает к себе как минимум уважительного отношения, и если у Вас есть хоть малейший шанс создать для себя и своих детей нормальные условия жизни, то не воспользоваться им – это просто преступление.
С уважением,
Айтекин