Неуверенность в себе. Всегда чувствую себя чужой или серой мышкой.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста. Дело в том, что я неуверенная в себе девушка с низкой самооценкой. Началось это, когда в подростковом возрасте пришлось переехать в другую страну. И в школе был у меня языковой барьер, также комплексовала из-за очков оптических. С тех пор я замкнулась в себе. Тяжело строятся отношения с людьми. Закомплексованная вечно, стесняюсь. Не могу свое мнение выразить, выступать, говорить тосты. В письменном виде легче свое мнение выразить, а устно -нет. В коллективе молчаливая. Подруга только одна, и муж мой самый лучший друг, кому я все могу рассказать и спросить совет. Из-за всего этого у меня тихий голос, сутулая. Думаю все из-за неуверенности в себе. Может и родители были строгие, это тоже повлияло. С мамой не очень доверчивые отношения. Так как, что бы я ни делала мама вечно критикует меня. Ни работу нормальную не найти, говорили, что мне это не подходит, что обманут И в ВУЗ пришлось по их уговору поступить, сама хотела в другой. Сказали, что туда только с деньгами большими поступают, своими силами никто не сможет и т п. С однокурсниками тоже никуда не разрешали поехать куда-то погулять. Проучилась, вышла замуж, потом на декрете долго сидела. Мало общалась с людьми. На улице с другими мамами просто "привет-пока" и все. И всегда замечаю, что не могу с людьми нормальные дружеские отношения построить. Муж говорит, что я, с людьми, как новостной канал, эмоции свои не показываю. Всегда чувствую себя чужой или серой мышкой. Что есть я, что меня нет, никто и не заметит, наверное. Буду очень благодарна за Ваш совет. Спасибо!
Автор вопроса: Юля Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Картвели Эрика Шалвовна.
Здравствуйте Юля!
Вы замечательно проанализировали причины неуверенности в себе : «…в подростковом возрасте пришлось переехать в другую страну…. был у меня языковой барьер…. комплексовала из-за очков оптических… родители были строгие…. мама вечно критикует меня…. не разрешали поехать куда-то погулять…». Теперь давайте разберём, что же сейчас из того, что Вы перечислили, заставляет Вас чувствовать себя неуверенно?
1. Языковый барьер преодолели.
2. Очки мало влияют на отношение к Вам адекватных людей и даже скорее всего придают авторитета( есть такой стереотип, что человек в очках—умный человек.)
3. Сейчас Вы взрослый человек и строгие родители остались там, где их окружали собственные страхи за себя, детей, своё и Ваше будущее. Вы имеете право думать, поступать так, как считаете нужным!
4. Вряд ли сейчас родители, могут помешать поехать туда, куда Вы с мужем решите.
5. Критика мамы— единственное, что по прежнему погружает Вас в те годы, когда от Вашего мнения мало, что зависело! Значит, Ваша задача поговорить с мамой о том, что Вы очень цените её мнение по тем или иным вопросам, ведь у неё огромный житейский опыт, и в тоже - самое время, поступать будете так, как решит Ваша с мужем семья, возможно с учётом её советов!
Понятно, что за один день осознания, что в настоящей реальности всё даже очень успешно у Вас всё происходит, недостаточно. Посему, Вам надо ценить то, что сейчас имеете : «Подруга только одна, и муж мой самый лучший друг, кому я все могу рассказать и спросить совет.»
Поверьте Юля, что это немало:
1. Родители Вас любят, хоть и не понимают( иначе не выражали бы недовольство, ведь это просто неумение по –другому проявлять своё внимание. У них такое воспитание было и Вам они транслируют тоже самое. В Вашей власти вместо обид, говорить о своих чувствах ( что у Вас это вызывает чувство неуверенности, нелюбви, непонимания), когда мама нарушает границы Вашей личности и начинает давать негативные оценки и сценарии.
2. Есть подруга ( а настоящих друзей, много не бывает).
3. Замечательный муж. Большая редкость по нынешним временам.
Всё остальное «…Тяжело строятся отношения с людьми. Закомплексованная вечно, стесняюсь. Не могу свое мнение выразить, выступать, говорить тосты. ….В коллективе молчаливая.», весьма успешно тренируется. Вот Вы пишите: «В письменном виде легче свое мнение выразить, а устно -нет.» Значит напишите сначала и проговорите это вслух. Пусть это будет ситуация, в которой Вы были готовы сказать своё мнение, но не смогли. Задним числом проиграйте ситуацию, выскажите вслух своё мнение (спокойным и уверенным тоном), лучше перед зеркалом. Подготовьте на интересную тему доклад, репетируйте в одиночестве, пока не почувствуете, что уже меньше надо себя контролировать в плане (тона, осанки, мимики). Самое интересное, что все эти упражнения помогут Вам обрести и внутреннюю уверенность в себе. Стержень так сказать Вашей собственной личности. Ведь Вы приложите усилия, Вам будет за что себя уважать. Что касается коммуникации с другими людьми, то скованность пропадает тогда, когда появляется интерес к собеседнику, вместо зацикленности на том, что подумают о Вас или скажут, если Вы что-то не так сделаете, выразите и т.д. Поверьте, Юля, люди легко прощают любые огрехи собеседнику, если чувствуют искренний интерес к своей личности или общей теме. Старайтесь в беседах поменьше давать кому-то оценок, больше делать акцент на позитивных сторонах ситуации, поведения других людей. Так Вы избежите двусмысленности и неприятных интерпретаций в коллективе Ваших слов.
Постепенно появится доверие к Вам и у Вас к людям. Друзей не обещаю, а вот знакомых много точно появится!
«Всегда чувствую себя чужой или серой мышкой. Что есть я, что меня нет, никто и не заметит». А Вы хотели бы известности? Хотели бы доказать родителям, что они Вас недооценивали?
Делайте упражнения, что написаны Выше и поверьте, что Ваша ровная спина, уверенная походка, улыбка, доброжелательность, будут замечены и родителями. Они увидят Вас счастливой! Этого достаточно, чтобы себя уважать! Никакие деньги и известность не могут сделать нас счастливыми! Только мир, который мы создаём в своей душе, может это!
Удачи Вам Юля!