Обманываю, боясь критики и осуждения. Как перебороть или перевоспитать себя?

Вопрос психологу:
Доброго времени суток! Меня зовут Ксения. Мне 23 года. Я затрудняюсь выбрать категорию вопроса. Моя проблема заключается в том, что я не патологическая врунья, а человек-сомнение с острым чувством вины за все свои какие то сказанные слова или поступки. Вру я, потому что боюсь какого то наказания, осуждения и т.д. со стороны других людей. Может это идёт из детства, я не знаю, но мама за каждую провинность меня ругала (родители были в разводе) и для меня это было страшно и неприятно. Даже сейчас, имея собственную семью и ребёнка, я боюсь осуждения со стороны мужа. Нет, он не тиран, он очень хороший, хоть и вспыльчивый, но всякий раз я пытаюсь избежать критики, поэтому вру. Мне кажется это, что меня до сих пор все воспитывают. В том числе и муж. Может мне просто кажется... Я не могу принимать решения сама. Даже в самых простых вопросах я советуюсь и слушаю других. Не могу перебороть себя. Может таким образом я освобождаю себя от ответственности? Так же за любое сказанное обидное слово, какое то действие или наоборот отсутствие действия, я чувствую свою вину.... Сидя сейчас в декрете, я чувствую вину за то, что муж работает, а я никак не могу ему помочь материально. Я не могу ругаться с родственникам, не могу сказать им то, что я думаю. В моей жизни был период, когда это нужно было сделать, а я не могла и юлила. Не могу научиться отказывать им напрямую по этому, опять же, вру. Как себя перевоспитать? Помогите пожалуйста. Нет сил так жить, я не могу себя принять такой. Заранее спасибо.
Автор вопроса: Ксения Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Вавилова Полина Владимировна.
Добрый день, Ксения. Меня зовут Полина. Многие сложности, с которыми сталкивается взрослый человек, родом из детства. Очень хорошо, что Вы думаете о причинах лжи. Боязнь ответственности за свои поступки и слова связана с частью личности Внутренний Взрослый. Определенно нужна помощь психолога. Коррекция подобной особенности характера займёт время. Но результат Вас порадует:) Корректировать нужно, потому что Вы испытываете чувство вины, обвиняете себя, а самообвинение в данном случае - это проявление аутоагрессии (агрессии, направленной на себя). Из Вашего письма я вижу следующее: кто-то нарушает Ваши границы, Вы чувствуете это и испытываете негативные эмоции в сторону нарушителя, и вместо того, чтобы остановить нарушителя, Вы направляете агрессию в свою сторону, в итоге испытываете вину. И ещё один сценарий: Вы боитесь брать на себя ответственность, чувствуете себя недостаточно уверенно и просите помощи в решении. Те, кто помогают Вам, воспринимают это как незрелость или беспомощность, и в последствии, пытаются поучать, даже там, где их не просили, опять таки, нарушая Ваши границы. И механизм запускается вновь. Боязнь высказать своё мнение или совершить определенное действие часто связано со страхом перед реакцией родителя. Мнение строгого родителя остаётся надолго с нами в роли Внутреннего критика. Внутренний критик - фигура важная для продуктивной деятельности взрослого, но в подобном варианте развития отношений между родителем и ребенком, Внутренний критик становится обвинителем. А это больно. Что Вы можете сделать уже сейчас: 1) пробуйте говорить родным и близким «нет», когда не хотите чего-то; 2) когда чувствуете нарушение Ваших личных границ, говорить «стоп»; 3) расскажите, что Вы чувствуете, когда кто-то давит на Вас; 4) можно попробовать рассказать, почему Вы солгали. Но для начала попробуйте делать это с людьми, которым Вы доверяете. Начните с малого, хвалите себя за каждое самостоятельно принятое решение. Хвалите себя за нужные смелые действия. Вы большая молодец, что обратили внимание на свою особенность. Желаю Вам успехов! С ув. Вавилова Полина