Как поверить в себя и научиться справляться с трудностями?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мне 26 лет. Всегда была позитивной, верила в себя, считала, что все смогу преодолеть. Но потом лет в 20 у меня начались проблемы с учебой, потому что я привыкла, что у меня все получается, а тут что-то не шло. Родителям не могла сказать, для них я должна быть идеальной. И знала, что не поймут, потому что подростком я сказала маме, что не хочу учить английский, она сказала надо, были скандалы, ремень, пока не вмешался папа и разрешил бросить изучение. И я решила, что никогда им больше ничего не скажу, да и вообще всем, закрылась в себе. Но итоге они конечно же узнали о проблеме в институте. Были скандалы, папа даже говорил, что ненавидит меня. Я думала, что если бы не было и меня, не было бы и проблем. Потом как-то все улеглось и с родителями и с учебой, но в один момент я поняла, что считаю себя недостойной ничего хорошего (родители постоянно говорили, что без образования я никто и никому не буду нужна такая). Соответственно, боюсь ошибиться и действительно быть неидеальной. В основном это чувствуется, когда возникают проблемы. Мне сложно что-то предпринять, я впадаю в апатию, опускаются руки, считаю что нет выхода, знаю, что никто не поддержит. Это очень мешает, потому что я не могу справляться с трудностями, ничего не предпринимаю, боюсь, хочется только спрятаться, в себя не верю. Я не могу заставить себя действовать ни чтобы решить проблему, ни даже для осуществления желаний. Вроде и цели есть и желания, но ничего не мотивирует. Как выбраться из этого состояния, как начать действовать и поверить в себя? Как перестать прятаться и решиться действовать? Как побороть апатию?
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Грудкова Татьяна Викторовна.
Здравствуйте, Анастасия!
Ваши родители, судя по вашему письму, очень старались сделать вас успешной. Они всячески вас подталкивали, мотивировали, пугали. К сожалению, не все родители являются врожденными педагогами, поэтому они немного перестарались.
Требование быть идеальной не дает вам права на ошибку. Когда человек боится ошибиться, у него не формируются такие полезные навыки, как любопытство к новому, всесторонний анализ ситуации, умение находить несколько способов решения проблем, смелость поступать непривычным способом, умение извлекать пользу из ошибок.
Ваше стремление быть идеальной сформировало у вас страх не справиться с ситуацией совершенным способом. Если вы не уверены, что сумеете преодолеть проблему наилучшим образом, вам хочется спрятаться от нее.
Когда вы были ребенком, и вам не хотелось что-то делать, вы отстаивали свое право и не делали, но при этом уровень вашей жизни не менялся. Достойный уровень существования вам обеспечивали ваши родители независимо от того, делаете вы что-то или нет.
Во взрослом возрасте родители уже не способны компенсировать вам вашу пассивность на должном уровне. В вашем возрасте необходимо брать на себя ответственность за все, что происходит в вашей жизни. Если вы не научились выбирать цели, мотивируясь собственными желаниями, и разрабатывать стратегии достижения этих целей, то сейчас вы испытываете определенные сложности.
Движение вперед – это всегда выход из зоны комфорта. При наличии крыши над головой и еды в холодильнике из зоны комфорта выходить не хочется. Вам необходимо осознать, что чем больше вы ничего не делаете, тем сложнее будет начинать.
Разрешите себе ошибаться. Знаете же поговорку, что не ошибается тот, кто ничего не делает? Ошибаться - это нормально. Главное – делать полезные выводы и не повторять одну и ту же ошибку дважды. Ошибки помогают нащупать правильные пути и лучшие стратегии. Как вы можете найти свой путь иначе? Угадать?
Отбросьте страхи. Жизнь - это большой эксперимент. Чем больше вы в жизни увидите, попробуете, испытаете, тем интересней она окажется. Не нужно стараться соответствовать ожиданиям других людей, даже если это родители. Позвольте себе быть такой, какой вам хочется. Занимайтесь тем, что вам нравится.
Жизнь доставляет удовольствие, когда вы формируете определенные навыки, помогающие вам жить так, как хочется. Именно для этого люди получают образование. Если у вас есть любимое хобби, его тоже можно сделать основой своей жизни. Главное помните, что жизнь будет такой, какой вы сумеете ее сделать. Она не должна быть идеальной. Стремитесь сделать ее гармоничной, то есть комфортной для себя.
Я желаю вам смелости и настойчивости!