Часто испытываю чувство тревоги.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мне 23 года. И у меня есть одна проблема. Точнее, их несколько, но волнует меня конкретно одна. Дело в том, что я довольно часто нахожусь в состоянии тревоги.
Пример ситуации: для работы мне нужно знание английского языка на разговорном уровне. Меня взяли без языка, но с условием, что я его выучу. Сейчас я его учу, прогресс есть, но небольшой. И я часто нахожусь в тревожном состоянии, что из-за этого меня могут уволить с работы, хотя я понимаю, что потеря работы это не конец света.
Так же перед каким-то важным выступлением я обязательно повторяю материал, который знаю очень хорошо, потому что боюсь, что я что-то забыла или могу перепутать, это тоже вызывает тревогу.
Испытываю тревогу, когда нужно сделать кучу дел, но боюсь, что не успею осилить все.
Из-за этого периодически не могу расслабиться. Не могу смотреть фильмы, не могу спокойно гулять, т.к. может проскользнуть мысль, которые заставляет меня переживать.
Могу начать нервничать, когда на работе нужно ответить на письмо.
Я устала от этого круговорота тревоги в моей жизни, устала, что придаю большое значение маленьким вещам. Больше всего удручает то, что я это осознаю, но работа в этом направление двигается очень медленно.
При этом я не всегда хожу в таком состоянии, я почти всегда на позитиве, меня могут радовать абсолютно маленькие и неприметные вещи или события. Но любое какое-то замечание, или указание мне на то, что я делаю неподобающе выглядит, может меня опять заставить нервничать.
Испытываю тревогу, когда дома сижу без дела, потому что кажется, что трачу свое время впустую.
Когда хочу поделиться с друзьями своими переживаниями - даже тут возникает тревога, потому что начинаю думать, что я уже им надоела своим нытьем и они могут от меня отвернуться.
Автор вопроса: Ирина Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Грудкова Татьяна Викторовна.
Здравствуйте, Ирина!
Эмоции – это такой психологический барометр в организме человека. Человеку необходимы и положительные, и отрицательные эмоции. Они дополняют друг друга как инь и янь, как лево и право, как орел и решка.
Если вы находитесь во власти положительных эмоций, вы - на правильном пути. Если же вас посетила отрицательная эмоция, в вашей жизни или деятельности, или в окружении, или в состоянии нужно что-то менять. Отрицательные эмоции высокоэнергетичны. Почти в каждой отрицательной эмоции содержится энергия для перемен.
Рассмотрим тревогу, которую вы считаете своей проблемой. Очень важно отличать ситуационную тревогу от общей тревожности. У ситуационной тревоги всегда есть причина. Кроме причины за такой тревогой всегда находится более глубокая эмоция или несколько эмоций. В вашем первом примере тревогу вызывает конкретная причина – неудовлетворительное знание английского языка. Эмоциями, скрывающимися за тревогой, в этом случае могут быть: страх, стыд, вина, зависть, растерянность, досада, неудовлетворенность собой.
Тревога в этом случае не дает вам расслабиться и как бы напоминает, что вы не выполняете обещанного, и не живете в соответствии со своими жизненными планами.
Пытаясь себя успокоить, что увольнение – это не конец света, вы подавляете весь этот букет эмоций. Это может привести к тому, что вы свой барометр будете хуже чувствовать. Подавить одну, отдельно взятую эмоцию, невозможно. Подавлению подвергается весь эмоциональный аппарат, снижается общая чувствительность. Это означает, что и радость будет не такой яркой, как была раньше.
Тревога проходит, когда вы делаете то, что было вами запланировано, и что соответствует вашим внутренним убеждениям. Если вы считаете, что выступать перед публикой необходимо качественно, то тревога помогает вам быть более собранной.
Если у вас много дел, и вы не уверены, что успеете все сделать, тревога помогает вам работать интенсивнее или пересмотреть взятую на себя нагрузку.
При ответе на деловое письмо тревога говорит вам, что вы пока не уверены в своих навыках, и вам нужно приобретать соответствующий опыт.
Если вы нервничаете из-за сделанных вам замечаний, это говорит о том, что у вас зависимая самооценка. В вашем возрасте это еще не критично, но нужно уже задумываться о том, чтобы учиться опираться на собственную оценку себя. «Если вы измеряете свой успех мерой чужих похвал и порицаний, ваша тревога будет бесконечной» (Лао Дзы).
Когда вы хотите рассказать друзьям о своих проблемах, тревога подсказывает вам, что ваше нытье их не порадует.
Сумела ли я убедить вас, что тревога скорее друг, чем враг?