Депрессия, чувствую себя бесполезной.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, у меня постоянные проблемы в жизни- я стала очень рассеянной, каждый месяц теряю важные документы , ключи от дома и и.тд появилась тревога когда спускаюсь в подземное метро, так же я стала очень резко реагировать на любые события ( грублю людям/ перепады настроения) не могу общаться с друзьями , потому что просто не хочу тратить на это время и думаю что меня никто не понимает и не поддерживает. Проблемы в отношения с молодым человеком, чувствую себя не нужной и не любимой из за чего постоянно начинаю ссору. Проблемы в отношениях с родителями, не могу принимать их Советы и критику ( опять таки начинается конфликт ) чувствую себя не на своём месте, постоянно борюсь с собой, не хочу выходить из дома, закрываюсь в себе , предпочитаю проводить время с книгой или фильмом. Потеряла интерес к жизни. Потеряла веру в себя, раньше с легкостью начинала новые проекты , ходила на разные курсы по повышению квалификации, теперь как будто оправдывая себя постоянно говорю себе что у меня не получится зачем тратить на это время. Не могу знакомиться с новыми людьми, боюсь кому то довериться и показаться странной для людей. Прервала все связи с друзьями не объяснив причины, просто сменила номер и адрес. Постоянное желание убежать от своей жизни и ответственности. Не могу принять не одно решение в жизни, каждый день живу в сомнениях, может лучше уволиться ? Или переехать ? Потом понимаю что надо начать изменения с самой себя. Пыталась читать разные Книги и понять себя , что со мной происходит - но это все равно что ставить себе диагноз по запросам в поисковике, в любом случаи мой диагноз будет не точным. Стала плохо спать, либо сплю по 4 часа либо не сплю несколько дней что бы потом просто уснуть без навязчивых мыслей. Я даже не знаю как правильно сформулировать вопрос, чувствую себя бесполезной.. можете ли вы помочь справиться с этими ощущениями ?
Автор вопроса: Карина Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Уотерс Ольга Григорьевна.
Добрый день, Карина.
Перечитала ваш вопрос несколько раз, и хочется начать с того, что справиться с такими ощущениями можно! Это может потребовать некоторых усилий и времени, но это возможно.
Давайте постараюсь ответить попорядку.
Рассеяность, тревожность, раздражительность - не возникают просто так. Очень часто это следствие какого-то стрессового события, периода жизни. Попробуйте ответить себе на вопрос "на кого действительно я злюсь? и кто действительно меня раздражает?" Возможно кто-то нарушал, и постоянно нарушает ваши личные границы, и тогда правда от дискомфорта может возникать много раздражения, перепадов настроения, и даже злости. Если вы ее проявляете грубя чужим людям - есть вероятность что просто не можете, или "не имеете права" адресовать эту злость "обидчику". Часто обидчиками могут быть близкие люди, даже сами того не подозревая, даже не намереваясь. Злость и раздражительность могут быть как следствие нарушения гормонального фона, вспомните бывают ли у вас нарушения цикла или проблемы с щитовидной.
Злость, раздражительность, тревога - так же могут быть сигналом того что в какой-то области вашей жизни вам не хорошо (отношения с родителями, парнем, подругой, коллегой). И тогда если в контакте с этими людьми агрессия подавляется, есть вероятность что она будет проявляться в других местах, сливаться там, где и с кем вам безопасно. Подумайте, где вы чувствуете себя более напряженно, словно в опасности, уязвимо... очень вероятно что там кроется причина.
В отношениях с молодым человеком важно проговорить с ним свои ощущения, не с позиции "ты дурак, почему не любишь меня сильнее", а с позиции ГОВОРИТЬ О СЕБЕ и СВОИХ ПЕРЕЖИВАНИЯХ, например: дорогой, у меня возникают чувства, будто я тебе не нужна, мне страшно/обидно/больно и т.д. И здесь важно для себя понимать , а потом и сообщить об этом молодому человеку, что такого он должен делать или не делать, чтоб вы чувствовали что нужны, и любимы. Возможно ему достаточно будет просто об этом вам говорить, или это может быть каким-то действием. Когда поймете, можно спросить его, способен ли он давать вам это и это, хочет ли. В партнерских отношениях очень важно проговаривать не только приятные чувства, но и страхи, тревоги, желания.
В отношениях с родителями - неприятие критики и советов - очень похоже на некоторый этап сепарации (отделения) от них, что есть здоровым процессом. И сепарация всегда происходит через агрессию и злость, иначе я еще не встречала. Здесь мне бы хотелось вас расспрашивать, как живете, вместе или отдельно, какие отношения и т.д. Можете так же сказать родителям "спасибо, я ценю ваши советы, но мне это больше не подходит, сейчас я хочу сама." "Или спасибо, но можно вы мне будете советовать только когда я об этом прошу, мне ценна ваша забота, но так мне сейчас комфортнее". Думаю родители откликнуться.
Ощущение себя не на своем месте - очень хорошее ощущение, и здорово что вы его отлавливаете, с этого места можно начинать внутреннюю исследовательскую работу : а где мне хочется сейчас быть, а завтра, а через год? а с кем? а чем я там занимаюсь? и.т.д. То есть знакомиться со своими внутренними потребностями, желаниями. Они ведь на протяжении жизни меняются и не раз, такие периоды психологи называют кризисными, и лично я их очень люблю. Потому что даже если сейчас вам кажется что это не выносимо, этот период закончиться, и может привнести в вашу жизнь множество нового (работа, люди, удовольствия, новые ценности). Если этот период вы переживаете как кризис, тогда пожалуй предложу вам - не торопитесь избавляться от этого состояния. Здесь важно не как быстро вы его проживете, а как качественно (здесь всегда происходят личностные изменения). Позаботьтесь о себе, и разрешите некоторое время не бежать куда-то, не ругать себя, а просто поприслушиваться к чувствам.
Не могу знакомиться с новыми людьми, боюсь кому то довериться и показаться странной для людей - здесь правда важно поспрашивать себя "какая она странная Я," на кого похожа... Тогда вам станет понятно с кем себя ассоциируете, потом найдите отличия, они наверняка есть. Вы уникальны!
А вот в этом месте "Прервала все связи с друзьями не объяснив причины, просто сменила номер и адрес. Постоянное желание убежать от своей жизни и ответственности. Не могу принять не одно решение в жизни, каждый день живу в сомнениях, может лучше уволиться ? Или переехать ? Потом понимаю что надо начать изменения с самой себя. Пыталась читать разные Книги и понять себя , что со мной происходит - но это все равно что ставить себе диагноз по запросам в поисковике, в любом случаи мой диагноз будет не точным" - правда все похоже , словно "так как раньше я больше не хочу/не могу, а как жить по новому пока не знаю". Дайте себе время. То что с вами происходит - это нормальное состояние, нормальная реакция, для девушки вашего возраста, вы формируетесь как личность, планируете жизнь, наверняка стремитесь к успеху и счастью. Потому позвольте себе какое-то время побыть в неопределенности, поприслушивайтесь к себе. Со временем наверняка вам захочется попробовать что-то новое, или сделать уже знакомое, сторое-доброе но по-другому.
Со сном я правда не смогу вам помочь разобраться, это может быть и следствие тревожности, а возможно соматическое расстройство. В любом случае можно обратиться к врачу (обычному терапевту), возможно он поможет выявить причину нарушения сна.
Так же нарушения сна могут быть следствием стресса или травматической ситуации, угрожающей здоровью как физическому так и психологическому.
Я бы с удовольствием вас пораспрашивала более детально : когда началось, что было до этого, чего хочется, о чем тревоги и так далее.
Попробуйте поприслушиваться к себе, все ответы есть внутри вас, иногда их просто сложно разглядеть, но это возможно.
А так же, Карина, будьте себе другом. Когда грустно и трудно, постарайтесь себя не критиковать, не наказывать, позаботьтесь о себе, "погладьте". Хорошее дружеское отношение к себе крайне необходимо.
Желаю вам удачи и пусть все пройдет найлучшим для вас образом.
С уважением, Ольга.