Как выйти из состояния глубокой подавленности и начать жить?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Нахожусь в очень тяжёлом моральном состоянии, сложно что-либо делать, не могу взять себя в руки.
Недавно рассталась с мужчиной (40 лет), с которым встречалась 2 года. Это были больные токсичные отношения, которые однако начинались «как в сказке»: море цветов, комплиментов, подарков. Постепенно отношение стало меняться, при чем часто мне кажется, что я во всем виновата. Так получилось, что это мой первый мужчина, но первый раз у нас был не по моему желанию. Меня настолько травмировала эта ситуация, что я долгое время не могла с ней справиться, но подавляла все эмоции в себе, мне было стыдно за то, что я чувствую, как будто стыдно за то, что меня изнасиловали. Соответственно внутренне я ненавидела человека и старалась всячески задеть: чуть обидеть, уколоть, вызвать ревность. Я часто избегала общения, игнорировала, но продолжала отношения. Вскоре уважение ко мне пропало и отношение изменилось и мы стали по сути встречаться только ради секса (но я поздно это поняла), при том, что мне постоянно рассказывали про любовь, про эмоциональные страдания и как ему сложно без меня. Потом стали всплывать факты его близкого общения с другими девушками, я перестала ему доверять и начались допросы и разборки, что ещё больше изменило отношение ко мне. Финалом была совместная поездка на Алтай, где, когда я ему отказала в сексе ночью, он устроил истерику и драку. В этом состоянии он прокричал мне, что найдёт себе модель, намного лучше и красивее меня. Я поняла, что дальше больше не могу и мы расстались. Но меня до сих пор не отпустило и я каждый день думаю о нем, проверяю его соц.сети, ревную, хотя и знаю, что он уже общается с кем-то. В целом состояние ужасное, ничего не могу делать, бывают приступы уныния, не верю в себя, чувствую себя некрасивой, никчемной, ни на что не способной.
Проблемы в моей жизни начались ещё раньше - в 14 лет, после анорексии. У меня не стало друзей, я стала забитой, в себе, перестала куда-то ходить и большую часть времени проводила дома. Потом в студенчестве стало лучше, меня считали самой красивой девушкой на потоке, но друзей у меня так и появилось, моральное состояние улучшилось, но грусть оставалась. Сейчас все углубилось и никак не могу себе помочь: друзей нет, полное одиночество, работу не могу найти(закончила университет, в поиске), сижу большей частью дома и мысли о расставании и всех унижениях давят меня, кажется, как будто, я никогда не смогу жить полноценной жизнью, как будто я не такая, ущербная, никчемная. Испытываю повышенное беспокойство, которое проявляется в невозможно сидеть на одном месте, доделать элементарные дела не прерываясь( домыть посуду хотя бы), мысли постоянно мечутся, не могу сконцентрироваться.
Автор вопроса: Татьяна Морозова Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Костюкова Наталья Александровна.
Здравствуйте, Татьяна!
Я вас поздравляю, вы сделали действительно важный шаг в своей жизни и освободились от такого человека, как я понимаю, отношения с ним приносили вам не очень хорошие чувства (мягко говоря). Признаки токсичных отношений на лицо: «Это были больные токсичные отношения» - вы умница и все сами понимаете.
Сейчас важное время – подвести итоги и освободится от этих отношений уже на другом уровне, на уровне мышления и установок.
Такие отношения называют токсичными, и если бы вы в них пробыли дольше, то травма была бы гораздо тяжелее, поэтому найдите сейчас все плюсы в своем положении.
Ответьте на вопросы:
Что для вас эти отношения значили? Что они вам давали?
Почему вы попали в эти отношения?
Примите этот период жизни как опыт. Какие выводы можно сделать? Какие уроки для вас несет данный опыт? Вы достойны лучшего и гораздо большего. Возможно, этот опыт поможет решить проблемы самооценки, неуверенности в себе.
Начните сейчас делать как раз то, что вам не хватает и чего не хочется делать. Да, сначала силой, заставьте себя, сделайте небольшой шаг.
Какой-то период в одиночестве поможет вам залечить раны, восстановиться.
Если образно, то:
Нужна проточная вода чистая, чтобы река вашей жизни наполнилась силой и заструилась, зажурчала. Если наше окружение токсично, то оно отравляет реку вашей жизни. Мужчина в жизни женщины призван наполнять ее, чтобы ее творческий поток не иссякал.
Но в данном случае мужчина преследовал свои эгоистичные цели и, по сути, отравлял то, что должно было цвести. Получается, что вы дали ему власть образно над рекой своей жизни, а он ее отравлял.
Что же делать? Надо очистить реку от мусора, от того что ее засоряет, от мыслей, убеждений, от негативной самооценки – все это делает нашу реку мутной и в ней нет энергии, она заболачивается.
Сначала нужно покопаться в грязи, чтобы найти драгоценные дары в реке, нужно прочесать реку, а потом не менее сложная задача – очистить реку, чтобы душа смогла обрести покой и возродилась энергия для творчества и новых отношений.
Просто начните очищать свою реку (общаться с теми, с кем приятно), наполняйте свои мысли и свое время любимыми и хорошими вещами, делами. Если неудача вас удерживает, ведь никто на вас не набросится и не укусит, разделайтесь со своими страхами. Страх пройдет, когда вы начнете действовать. Встретьтесь с ним лицом к лицу! Вы справитесь с ним!
Перестаньте винить себя, вы ни в чем не виноваты. Такой человек как правило вызывает в вас чувство вины, и это первый признак токсичных отношений. Плохие люди не попадают в токсичные отношения, наоборот они случаются с хорошими людьми. В вас слишком много сочувствия, терпения и великодушия. И это, наверное, точка роста – в будущем не терпеть то, что вам не нравится, а сразу говорить об этом. А мужчина, на самом деле, будет любить вас просто за то, что вы есть и какая вы есть. Самое главное в отношениях научиться говорить о своих потребностях, о том, что вам хочется, а не жертвовать собой.
И так по шагам, что делать:
1. Я не думаю, что вы в полном вообще одиночестве, да, это состояние одиночества довольно сильное бывает у всех после разрыва отношений с таким человеком, но всегда найдется кто-то с кем бы вы хотели перекинуться для начала парой фраз. Проведите ревизию своих близких, друзей. Прямо сейчас напишите список из 20-100 человек, список людей с кем вы общались. Первые самые люди в этом списке могут быть самые близкие или те, с кем вы могли бы прямо сейчас начать общаться. На самом деле, вы ведь не знаете, что они о вас думают, это просто ваши мысли в голове о них, но не они сами. Напишите имена на листочках, а вы в центре и разложите их вокруг себя, кто-то будет ближе, кто-то дальше. Что вы осознали? С кем можно было бы назначить встречу прямо сейчас?
2. Что вы будете делать дальше? Посмотрите в лицо своему страху и сделайте следующий шаг, например, в поиске работы. Маленький шажок или большой. И так, вперед!
Как правило то, что вас не устраивало в отношениях как раз говорит о том, над чем нужно поработать, что изменить в своей жизни.
Ответьте на вопрос: Что вас не устраивало? Чего вам хотелось в этих отношениях и чего не хватало? Это необходимо для того, чтобы осознать и изменить в своей жизни.
После расставания с человеком всегда нужен период восстановления, а тем более с токсичным.
3. Как восстановиться?
• Йога: поможет слушать свое тело и расслабляться, а также умение наблюдать ситуации со стороны, как наблюдатель
• Переосмыслите свое прошлое: что там было хорошего, что плохого. Что для вас урок?
Может помочь в этом написание сказки о себе, состоящую из трех частей. В первой части кто-то ранит героя. Во второй части герой как-то компенсирует для себя эту рану, учится чему-то, обретает особые способности. В третьей части происходит какое-то осознавание.
Лучше всего, если главный герой вашей сказки о себе не будет человеком. У вашего героя должно быть что-то особенное, замечательное, что отличает от других существ. И с этой особенностью приключается беда. Кто-то или что-то ранит героя. Дальше герой делает что-то оригинальное, чтобы научиться жить с этой раной. Но жить с такой раной невозможно, наступает кризис, потом осознавание. После этого герой находит какое-то сокровище.
• Помогает иногда творчество, фильмы наводят нас на важные мысли. Фильм Лабиринт, где Сара находит свою фразу, которая ее спасет от токсичных отношений.
• Можно написать письмо ему, но не отправлять. Опишите все вои чувства, все чем вы были возмущены и т.д. Это письмо должно помочь вам порвать с ним окончательно, если у вас остались еще какие-то иллюзии и надежды. (совет: только терапия с психологом поможет вам действительно быстро решить эту проблему, если есть такая возможность, то обратитесь к психологу или психотерапевту)
4. Измените негативные установки, убеждения: «не верю в себя, чувствую себя некрасивой, никчемной, ни на что не способной» «кажется, как будто, я никогда не смогу жить полноценной жизнью, как будто я не такая, ущербная, никчемная» Может помочь в этом написание письма для себя в виде незаконченных предложений:
«Я больше не согласен/ не согласна с тем, что верны следующие представления об этой области...
Скорее, я верю в то, что (считаю, что)...
Я больше не считаю, что в этой области жизни я должен/должна...
Сейчас я ориентируюсь на то, что...
Прежние предписания, правила и «нормы» пришли в мою жизнь через...
И в их жизни они имели смысл, потому что...
Но мой жизненный контекст отличается...
В моем настоящем и ближайшем будущем это значит для меня, что...
В моем нынешнем окружении мои теперешние убеждения, скорее всего, разделяют вот эти люди...»
5. Подумайте о своем будущем. Составьте план. Что бы вам хотелось в ближайшее время, план, который даст вам вдохновение.
Для этого ответьте на вопросы:
1. О чем я мечтаю на ближайшие 5 лет? Чего я хотела бы в своей жизни?
2. Что я хотела бы сделать в этом году?
3. Сделать в ближайшие полгода?
4. Сделать в этом месяце для реализации плана?
5. Сделать на этой неделе – фактически это ваш первый шаг.
6. Составьте план и действуйте!
Ваш психолог Костюкова Наталья Александровна