Как перестать все обесценивать?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Ольга, мне 24 года. И ранее бы не написала сюда вопрос, потому что останавливалась на том, что все мои ощущения идут от собственной лени, такой приятной кроватной лени. Далее знаю слово фрустрация. И вроде как "у меня фрустрация" и разойдемся. Но озарение пришло и я поняла, что обесцениваю все. То есть как. У нас у всех есть дела. Мне, например, надо написать эссе, и я, конечно, его отложу. И, конечно, либо не напишу совсем, либо с ненавистью к клавиатуре. И дело не в перфекционизме, что будет плохо написано. Я именно по другому вопросу. У меня именно такое заранее, что "а кому это нужно", " а чего тогда писать", то есть потому и можно отложить. Да не знаю, с тем же занятием спортом, я обесцениваю заранее упражнения с мыслями либо "сейчас это ничего не решит" или " ну вроде и так нормально". Я не стараюсь над макияжем или укладкой, потому что, да, и погода может испортить все. Но это воспринимается спокойнее, чем то, что все таки сделать и сделать хорошо. Я пока крашусь, понимаю, "ну ничего такого".
Точное начало этого корня зла было в школе. Отдельное больное место. Сейчас будет немного вперемешку, но чувство обесценивания точно оттуда. Я где-то с 7-го класса начала активно чувствовать, что школа это система. И я не про расписание, а отчетность у учителей и учеников. То есть "лишь бы было" или "так надо". Например, контрольную провели для галочки, что провели. Тетради заполнили потому что проверят. Учитывая, что у меня в школе была форма, это еще больше обязывает системности. Отвечать урок ярко и интересно не обязательно, главное, ответить. Тем более, на фоне других одноклассников, которые приносили простые скучные проекты и презентации, тем более огорчаешься за свои. Стараешься над сочинением, тащишь книгу афоризмов, чтобы, так сказать, красиво и живо написать о бедной этой Лизе Карамзина, и ставят 4. Хорошо, это оценка, можно мне объяснить за что. А мне ни разу не объясняли в той полноте запроса. Ведь оно написано?Написано. учитель проверил? Проверил. Журнал заполнен? Заполнен. Ну и все. А чего тогда дальше стараться.
То есть в череде какого-то дурацкого порядка, где "все все понимают", то не хотелось стараться. И добивающее было, что медалистов вели карандашом к лучшим оценкам. потому что школе выгоднее иметь в своей статистике такие показатели.
Так вот мне многое так неважно. но особенно за конкретно любой свой личный труд.Я может только посуду качественно мою, чтобы не отравиться. А полы все равно загрязнятся. А статья либо не напишется, либо напишется так себе, а чего стараться то?
Автор вопроса: Ольга Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Кончакова Наталья Александровна.
Ольга, доброго дня.
Мне не совсем понятно, что всё таки Вас беспокоит. Если эссе нужно только для галочки, ну и чего в него вкладывать кучу сил? Если Вам нужна хорошая оценка за эссе, то вложите соответствующее количество сил и тогда эссе нужно! Ну как минимум нужно Вам для хорошей оценки. А если Вам тема эссе интересна, так вопросов вообще не возникает, получите удовольствие от процесса написания эссе на интересную ВАМ тему, это нужно тогда будет Вам и уже точно не важно, нужно ли это кому-то еще.
Вы обесцениваете ни эссе, ни спортивные упражнения, ни сочинения в школе, а себя, свой интерес. Что такое лень, с которой Вы знакомы? Это элементарное отсутствие интереса. Вспомните, если Вам интересно какое-то дело, то лень куда-то исчезает. Но Вы как будто обесцениваете само Ваше право на свой собственный интерес. Как будто если ещё хоть кто-то не оценит Ваш труд=результат высоко, то и Вам это не надо… Как будто если не поставят высокую оценку другие, то и Вас нет…
Да, есть система и какие-то вещи, действительно можно и нужно делать спокойно, не вкладывая больших душевных сил, на автомате, просто, как почистить зубы по утрам и не винить себя за «обесценивание», потому что это просто экономия сил.
Сил для чего? Вот это уже вопрос поинтереснее. А вкладывать душу надо в то, что нравится Вам! Да, да, в Вашей жизни именно Вы главный персонаж, ни родители, ни учителя, ни клиенты, ни друзья, но Вы сами! И в первую очередь дайте себе любимой то, что хотите Вы: чистую посуду, что бы не отравиться, чистый пол, чтобы ноженькам ходить приятно было, упражнения в спорт зале, что бы тело чувствовало жизнь, а не кроватную амебность, читайте книги, которые интересны Вам, пишите то, что хотите сказать и написать именно Вы, рисуйте, потому что этого хочет Ваша рука.
Только сделанное от души, в удовольствии и с любовью будет востребовано и другими. Слава Богу, Жизнь не вся состоит из школьной системы и галочек. Самые востребованные вещи произведены на свет теми, кто был влюблен в сам процесс, кто жил не в погоне за результатом, но кайфовал от самого процесса.
Желаю Вам интересных идей и смелости, для их воплощения.