Разучился жить. Как вернуть вкус к жизни?

Вопрос психологу:
Добрый день. Довольно давно убедился в том, что мне не нравится жить, а в последнее время просто проживаю месяцы с этой и тонной других негативных мыслей. Я отстранился от всего, что доставляло удовольствие ранее и ничего нового для себя открыть не могу. Да и не хочу, честно говоря. Настроение моё почти всегда забитое, физическое состояние тоже ухудшилось. Постоянно болит голова и хочется спать
Если немного подробнее, то точкой отсчёта этого состояния можно назвать конец 2016ого года. Не сказать, что и до этого было хорошо, но по крайней мере это не мешало мне нормально функционировать в обществе. Строить планы или заниматься любимыми делами. В конце 2016ого года подряд случились несколько событий в личной, семейной и социальной жизни, которые вытащили наружу весь копившийся негатив. И я медленно стал разрушаться. Сначала окончательно надломились взаимоотношения с семьёй, затем я долгое время пребывал в безделье и состоянии алкогольного опьянения. Бесцельные и ненужные времяпровождения со знакомыми и потеря ориентиров в целом. Социальная активность снизилась максимально, а в 2018ом её и вовсе не стало. Весь предыдущий год я провел в квартире один, практически не выходя из неё куда то в свет, что называется. Всё эти два года сопровождались постепенным отказом от всего, что раньше казалось важным и нужным. Материальные ценности для меня перестали играть роль, мне перестало быть важным что есть, как одеваться, как выглядеть. Я похудел на 20 кг. Люди стали раздражать, их повадки и манеры я начал считать глупыми. Меня медленно напрягал сам факт существования рядом с ними. Я перестал отождествлять себя со всем, что происходит вокруг. Пришло осознание того, что все, что было до этого момента - бред и на самом деле качественно ничего не меняет. Я не хочу жить в этой системе ценностей, но при этом не могу предложить для себя ничего взамен. Я стал злым и раздражительным, появилась постоянная тревога за что то необъяснимое. Чувство вины, поглощающее всю голову. Я долгое время не работал, потому что элементарно не мог поднять себя с места. Позже появился страх перед какой то деятельностью вообще. Страх и осознание бессмысленности этих действий. Нежелание оправдывать занятие тем, что тебе не нравится вещами, которые ты якобы себе сможешь позволить благодаря этому. Проблема в том, что никаких этих вещей мне не нужно. Я осознал, что есть лишь одна вещь, которой я бы хотел заниматься, но на неё у меня элементарно нет вдохновения. Это связанно с творчеством
В середине этого года я резко решил, что может быть стоит поменять всё. Город, обстановку, ритм жизни. Может быть это привнесло бы новые краски в мою жизнь и заставило бы вспомнить, что и как заставлял меня испытывать эмоции. Прошло уже 5 месяцев на новом месте жительства, но к сожалению все остаётся на том же уровне. Ни работа через силу, ни новая обстановка не меняют ход моих мыслей. Я пытаюсь хотеть чего то хотеть, но чувствую, что это тоже неправильно. Я как будто имитирую жизнь, смотрю на неё со стороны. Но видимо, разучился жить и уже не знаю с какой стороны за все это браться
Может ли вообще помочь что либо, если тебе не помогают даже эти собственные усилия и кардинальные перемены? Как заставить себя чувствовать что то?
Автор вопроса: Андрей Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Якутова-Вега Людмила Сергеевна.
Здравствуйте, Андрей.
Письмо, которое затрагивает сразу много вопросов и требует большого внимания. Одним ответом, скорее всего, не получится нейтрализовать Ваше общее состояние. Хорошо бы провести полноценную консультацию. А пока что я попробую дать Вам некоторые ориентиры. Надеюсь, они помогут выйти из кризисного состояния.
Первое – я предлагаю Вам посмотреть с другой точки зрения на то, что Вы перечисляете:
- «мне не нравится жить»;
- «Позже появился страх перед какой то деятельностью вообще. Страх и осознание бессмысленности этих действий.»;
- «Я не хочу жить в этой системе ценностей, но при этом не могу предложить для себя ничего взамен»
всё это происходит не столько от истинного нежелания жить, сколько от недостаточности ресурса. Но куда же уходят Ваши ресурсы? Скорее всего на сдерживание подавленных эмоции от «событий в личной, семейной и социальной жизни»
Направьте Ваше внимание на то, что Вы чувствовали тогда. От чего Вам было больнее всего. Проживите, прочувствуйте ту боль. Перестаньте бежать от тех эмоций.
Проживание эмоций чаще всего занимает всего от нескольких минут (если эмоции нужно только Ваше внимание) до нескольких дней, если данное переживание требует, чтобы Вы осознали что-то, и возможно, изменили отношение к ситуации.
Вы удивитесь, сколько ресурсов, энергии и сил Вы ощутите после проживания даже самых болезненных чувств.
Любые чувства и эмоции имеют право быть увиденными, услышанными Вами. Не нужно впадать в них, как например, в чувство Вины. Говоря «проживите чувства», я имею ввиду именно прочувствуйте их. Вспомните те события и наблюдайте, какие переживания поднимутся: отчаяние/гнев/боль/беспомощность/утрата. И ощущайте их. Не стараясь отвлечь себя, перевести внимание. Например, если поднимется боль – дайте ей внимание, продышите её. Возможно изменится Ваше дыхание, пойдут слёзы. Могут быть разные варианты проживания. Но прочувствуйте до конца. Пока не закончится.
В этот момент не нужно ничего предпринимать (к примеру глушить боль алкоголем). Только дышите и чувствуйте боль. Так же и с гневом. И с любым другим чувством и эмоцией.
Очень действенный способ, который не всем сразу даётся. Многие начинают засыпать или улетать в прострацию при стремлении прочувствовать. Это нормальная защитная реакция психики, поскольку чувства и эмоции могут быть достаточно сильными.
Обращайтесь, если не получится сделать это самостоятельно. Проведу Вас через этот этап.
Второе - Вы правильно осознали, что необходимы изменения. Кризис - это всегда переломный момент, который ведёт за собой большие изменения, огромную трансформацию личности. Но переезд был только внешним изменением. Что-то ещё должно было измениться внутри (отношение к жизни, ценность жизни, ценность себя).
Без этих внутренних изменений Вам было недостаточно ресурсов, чтобы опираться на свой внутренний стержень. То есть Вы поменяли декорации, оболочку, а внутри остались тем, кем были. Гусеница не превратилась в бабочку.
Только Вы можете решить, чем были события в Вашей жизни в конце 2016 г.
Если Вы и дальше будете относиться к ним как к чему-то, что может Вас сломить – ну что ж. Ваше решение, конечно. Только кто Хозяин собственной жизни: Вы или события?
Другой вариант отношения к ним: они проявили все пробелы, показали Вам истинную картину Вашей личности, Ваши слабости. Теперь Вы можете оттолкнуться от них, понимая, чего именно Вам не хватает и начиная взращивать это в себе: самоподдержка, внутренний стержень, достоинство. Поблагодарив эти события при этом, насколько неприятными бы они ни были.
Добавлю к моему ответу зарисовку от коллеги.
В ней есть моменты, на которые стоит обратить внимание:
"Знаешь, когда наступают самые большие трудности в жизни?
Они приходят тогда, когда ты так сильно сбился с пути, что свет в конце тоннеля стал уже еле различим.
Понимаешь, ты можешь обманывать кого угодно, но только не Себя и Меня. Мы ведь знаем всю правду.
Когда ты сбиваешься с пути, я даю тебе знаки об этом.
Когда ты продолжаешь идти не туда, я стараюсь сказать тебе об этом, подарив проблему. Небольшую, но в ней ещё один знак.
Если ты не слышишь, то ещё одну побольше.
Затем я перестаю давать тебе энергию.
Потом беру твоё здоровье. Это уже для самых невнимательных ко мне...
Кто-то ведь уже говорил тебе об этом: «Когда ты идёшь по своему пути, Всё Вселенная будет способствовать осуществлению твоей мечты», правда?
Когда ты идёшь верно – у тебя нет проблем. У тебя есть задачи, которые взращивают тебя, но вместе с ними у тебя всегда есть энергия, чтобы творить.
Никакого опустошения, никакого отчаяния. Только творение, только вдохновение, только сила и энергия.
Ты здесь для того, чтобы идти своим путём. И я настолько сильно люблю тебя, что готова доставить весьма чудесные неприятности, лишь бы разбудить Тебя.
Вселенная"
От себя добавлю: оживляйте свою чувствительность. Она даст Вам большую опору, поскольку сделает Вас более живым. У нас, людей есть удивительная способность испытывать самые разные чувства: и негативные и позитивные. Ни животные, ни другие существа не могут в полной мере ощутить краски жизни. В этом и заключается дар человека, если он умеет им пользоваться. Или его ноша, если он обращается с ними словно ребёнок со спичками и чувства, эмоции сжигают его дотла.
Многие чувствительные люди ищут помощи у алкоголя, убивая тем самым именно центры, отвечающие за чувствительность.
И важно дать себе право на адаптацию. Плюс к Вашему кризисному моменту сейчас добавилась нагрузка, связанная с перестройкой Вашей системы к новому месту. В ослабленном состоянии нервной системы и организма в целом это огромная нагрузка.
Хорошо бы пойти к эндокринологу, сдать анализы, понять картину Вашего здоровья. Попросите врача назначить Вам витамины. Это поддержит Вас в процессе адаптации.
Дайте физическую нагрузку своему организму: начните гулять. Проходите каждый день 10 000 шагов. Высыпайтесь, проветривайте жильё. Это самая доступная помощь, которую Вы можете оказать сами себе. Такие простые но действенные рекомендации. Хотите начать ощущать жизнь? Оживите тело и эмоции. Они являются основой жизни, поскольку человек живет именно в теле и его жизнь украшают эмоции.
Когда Вы соберёте себя, Вам ещё как понравится жить! Весь Ваш непростой период начнет заканчиваться именно тогда, когда Вы повернётесь к нему лицом. Спросите: «Зачем пришел?», «Что важного хочешь сказать, показать?».
На протяжении жизни многие люди встречаются с сильнейшими кризисами. Кто-то впадает в них и остаётся там. Видя то, что Вы организовали переезд, написали вопрос на психологический сайт, я понимаю, что есть еще порох в пороховницах. Используйте его.
Просится еще показать Вам многие моменты, дать рекомендации. Не буду перегружать ими письмо. Будет нужно больше, обращайтесь за полноценной консультацией в Скайп или по электронной почте.