Не вижу смысла в жизни. Я не вижу своего будущего. Можно ли это исправить?

Вопрос психологу:
Добрый день! Немного о себе, у меня двое прекрасных детей от двух браков, на сегодняшний день со вторым мужем в браке уже 9 лет. В чем моя история? В пустоте, вот уже около 6 месяцев я не вижу смысла в жизни. Я всегда была яркой девушкой на протяжении десяти лет занималась организацией мероприятий, ведущая и это единственное успешное детище которое у меня получалось. Город в котором я живу не большой, поэтому большой преспиктивы не вышло, со временем появилась апатия и я перестала заниматься данным направлением, чувствовала что нет сил, не могу улыбаться стала очень напряжённой и серьезной какой-то. Муж зарабатывает не много поэтому все тягости привыкла тащить на себе, устроилась работать в бюджетную организацию и через три года работы руководство "выпила" весь мой оставшийся запал энергии. Паралельно пыталась запустить образовательный и туристический бизнес не вышло т.к. нужны средства на рекламу, а из-за их отсутствия приходилось много времени тратить на самостоятельную раскрутку паралельно воспитывая детей и официально работая. В период первого брака от неудавлетворенной семейной жизни появились первые сильные панические атаки, я потратила около 11 лет чтобы справиться с ними, но осталась одна, я боюсь оставаться ночевать одна дома. Мои родители живут рядом, помогают с детьми, купили мне однокомнатную квартиру в которой мы с мужем живём, но есть одно НО они давят на меня особенно мама, она считает что я придя уставшая с работы должна приготовить ужин мужу, что он должен приходить в чистый и сытый дом. И никого из них не волнует, что я прихожу домой выжетая как лимон после работы. Постоянно при моих детях даёт мне разные характеристики. Конечно вы скажете разведись с мужем, уедь от родителей, эти советы мне понятны. Я просто не могу понять почему у меня такое ощущение что я умираю, у меня ужасная пустота внутри. Год тому назад я влюбилась в другого мужчину, он моложе меня на 6 лет, все эти встречи привели ещё к большим проблемам и я приказала себе забыть его. Не могу понять почему моя жизнь потеряла смысл, что сомной происходит, почему перестала смеяться? Я не вижу своего будущего. Можно ли это исправить?
Автор вопроса: Алена Возраст: 37

На вопрос отвечает психолог Яценко Вероника Витальевна.
Добрый день, уважаемая Алена!
Могу предположить, что проблема, о которой Вы пишете, появилась еще в то время, когда Вы занимались организацией мероприятий. В психологии описанные Вами симптомы известны как признаки «эмоционального выгорания» (защитной реакции организма на хронический стресс). Наверное, в то время Вы не просто уставали физически, но и эмоционально, поскольку общались с большим количеством людей. При этом, возможно, у Вас были такие физические симптомы как напряжение, усталость, нарушения сна, боли в груди или спине, перепады артериального давления, головная боль, которым Вы не уделяли должного внимания из-за постоянной загруженности работой. Взаимодействие с партнерами по работе требовало от Вас все бóльших усилий, а работа с людьми приносила все меньше удовлетворения. Поскольку Вы сильно уставали на работе, не хватало времени и сил общаться с близкими, что привело к накоплению невысказанных эмоций во взаимоотношениях и отстранению, а затем - разводу с мужем. Таким образом, первой причиной притупления эмоций стала ненормированная работа с людьми и отсутствие полноценного отдыха.
Появление панических атак может быть следствием генетической склонности к ним, т.е. если кто-то из Ваших близких родственников страдал хронической тревогой, в стрессовой ситуации (например, при разводе) Ваш организм отреагировал согласно этой предрасположенности. Часто стрессовое событие является лишь триггером (пусковым сигналом) для панических атак, тогда как склонность к тревожности могла уже давно присутствовать в человеке.
Страх оставаться дома в одиночестве признак того, что тревожная симптоматика все еще проявляется. И, наконец, паническое расстройство также может являться одним из проявлений депрессии.
В депрессии человек склонен видеть во всем подтверждения собственной ущербности и недостатков. Согласно одной из теорий, в возникновении депрессивной симптоматики важную роль играет способ переработки информации, преобладание негативных убеждений: страдающие депрессией люди, как правило, низкого мнения о себе, своем окружении и своем будущем. Они считают себя никчемными, неадекватными, нелюбимыми и ущербными, внешние факторы - решающими, а окружающую действительность - полной непреодолимых преград, которые неизбежно ведут к неудачам и утратам. Более того, они полагают, что их собственных усилий будет недостаточно, чтобы изменить неудовлетворительное течение своей жизни. Представления о безнадежности своего будущего часто служат причиной появления суицидальных мыслей и попыток самоубийства.
Страдающему депрессией человеку гораздо проще увидеть негативные аспекты события, чем позитивные, завышая при этом вероятность неблагоприятного исхода. Часто он уверен в том, что утратил нечто очень ценное, например, личные отношения, или ему не удалось достичь того, что он считал важным.
Как писал Марк Аврелий: «Если ты опечален каким-либо внешним событием, то знай: тебя расстроило не само событие, а твое собственное суждение о нем. И теперь в твоих силах отбросить это суждение». Иначе говоря, для нас важны не сами события, а наша эмоциональная оценка этих событий, основанная на имеющемся жизненном опыте. Поэтому, меняя свои мысли и оценку сложившейся ситуации можно изменить свою жизнь к лучшему. Это вовсе не значит, что нужно радоваться всему, подобно Полианне - героине книги Э. Портер, а необходимо научиться дистанцироваться от негативных мыслей, поскольку они дают импульс к развитию других симптомов депрессии – печали, пассивности, самообвинения, утраты переживаний удовольствия и суицидальных мыслей. Негативные мысли, снижение физической активности, пассивность и негативные прогнозы подкрепляют и усиливают друг друга, они как водоворот все больше затягивают человека в депрессию. Поэтому важно бросить вызов негативным убеждениям, которые сложились на протяжении Вашей жизни и являются «закрытой системой». Эта система не пропускает в сознание информацию противоположного содержания, не соответствующую сложившимся установкам, вследствие чего Вы принимаете свои мысли как факты.
Относительно пустоты внутри могу сказать следующее: поскольку Вы не можете справиться с ситуацией, возможно, таким образом Вы пытаетесь отстраниться от нее. Также отключение эмоций может быть связано с расставанием, утратой близкого человека. Чтобы вернуть или «разморозить чувства» необходимо снова научиться открыто выражать отрицательные эмоции – говорить о том, что беспокоит, плакать. Когда человек плачет, он может почувствовать симпатию к себе. Таким образом, его установка с самоуничижения и самоотрицания меняется на симпатию и жалость, что позволяет исключить самообвинение. Аналогом чувства жалости к себе может быть сопереживание героям кинофильмов. У зрителей набегают слезы и вырываются всхлипывания, потому что они тревожатся за несчастливого героя. Т.е., переживая чувство жалости, Вы можете стать менее критичной к себе.
Также хочу обратить Ваше внимание на то, что сознательное игнорирование отрицательных эмоций повышает порог душевной боли. Иначе говоря - отрицательные эмоции обычно достигают некоего пика, а затем их интенсивность снижается. Когда отрицательные эмоции возросли до стадии пика, в дальнейшем они ослабевают. Зная об этом, Вы можете уменьшить чувство беспомощности и собственной уязвимости.
«Утрату радости жизни» можно объяснить так: в силу негативных установок Вам трудно наделять положительным смыслом свой опыт, при этом одним из убеждений может быть: «Я больше никогда и ничему не буду радоваться». Таким образом, позитивные эмоции кратковременны, а подавляемые воспоминания - неприятны. Необходимо начать систематически записывать события дня и ранжировать их по степени принесенного ими удовольствия, тогда окажется, что у Вас гораздо больше приятных переживаний, чем Вы ожидали. Для того чтобы припомнить приятные события, можно привлечь кого-то из Вашего окружения. Например, припоминание во время беседы с детьми приятных событий из прошлого значительно повысит Ваше настроение.
Вы также можете составить список видов деятельности, которые до депрессивного состояния радовали Вас, но были заброшены. Выберите из списка несколько занятий, которые нравятся больше всего. Ведите почасовую запись своих дневных занятий. Оценивать эти занятия нужно в соответствии со степенью полученного от них удовольствия, а также уровня проявленного умения. Когда Вы увидите, сколько у Вас было приятных активностей и проявленных умений, Вы начнете испытывать более продолжительное чувство удовлетворения. Такая работа позволит Вам повысить чувство собственной компетентности и способности к преодолению, а также утвердить более положительный образ своего «Я».
Относительно книг самопомощи при депрессии могу порекомендовать книгу
«Управление настроением» Д. Гринбергер, К.Падески
Если будут вопросы – пишите, буду рада Вам помочь.