Осенняя хандра. Как помочь самому себе при апатии?

Вопрос психологу:
Знаю, что к концу осени многие люди впадают в апатичные состояния - сыро, холодно, темно по утрам и вечерам, впереди зачастую чуть ли не полгода такой беспросветной погоды и сложностей связанных с ней - понятно, откуда это берется. Я постоянно чувствую то же самое, но в эту осень вышло так, что ситуация как будто бы совсем вышла из-под контроля, и у меня не получается снова встать на ноги и начать функционировать нормально. Это всё не то что страшно, а просто как-то безысходно.
Я студентка, у меня дипломный год (живу отдельно от родителей и не поддерживаю с ними отношений, если это важно), и сейчас как раз такое время, когда нужно бы поднапрячься и изо всех сил двигаться к цели. Вместо этого я могу неделями не выходить из дома без каких-то значительных причин, многое упускаю. Иногда я нахожу для себя оправдания, иногда всё вокруг кажется совсем неважным. Самое странное - впадаю в состояния, в котором могу спать по 17 часов в сутки, лишь бы не думать о том, что мне нужно делать, и об остальных последствиях. Конечно, ощущаю бесконечное чувство вины, но всё равно ничего не меняю - иногда через силу выползаю из этого кошмара, пытаюсь войти в колею, но очень быстро скатываюсь назад. Уже давно не верю, что могу сделать хоть какую-то работу хорошо, постоянно извиняюсь почти за всё, что делаю, перед другими людьми. Очень тяжело смотреть на себя в зеркало. Тревожно за будущее. Не знаю, как справляться со взрослой жизнью - жильё, счета, работа, поликлиники - вплоть до всякой мелочи, требующей общения с людьми. Мне кажется, это совсем нездоровая реакция на обыкновенные жизненные трудности, но не знаю, как преодолеть эти странные страхи и попытки сбежать от реальности. Такие мысли преследуют меня около года, но раньше получалось себя как-то мотивировать, но в последние два месяца стало очень тревожно и тяжело физически.
Всерьёз думаю обратиться к психотерапевту или психологу, но боюсь людей, боюсь делать это лично, к тому же знаю, что это стоит приличных денег, и вряд ли располагаю достаточной суммой, чтобы проходить терапию долгосрочно. Мне не нравится моё состояние, но так ли необходимо в таком случае обращаться к профессионалу? Существуют ли какие-то методы самопомощи в таких ситуациях? Может ли случиться так, что после я смогу почувствовать себя лучше после первого обращения?
Спасибо за помощь!
Автор вопроса: Ирма Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Соколова Наталия Александровна.
Здравствуйте, Ирма!
Вы поставили перед собой задачу, которую можете решить как самостоятельно, так и обратившись за помощью к психологу.
Если Вы предпочитаете работать самостоятельно, необходимо учитывать немаловажные моменты:
- объективный взгляд на ситуацию;
- понимание природы возникновения апатии;
- постоянное продвижение рабочего процесса;
- наличие самодисциплины и самоконтроля (без способности к организации процесса, установки четких сроков выполнения задания и анализа полученных результатов (плюсов и минусов), Ваши попытки выйти из состояния апатии будут иметь хаотичный порядок).
Вы пишите, что испытываете постоянное чувство вины, извиняетесь перед другими людьми и находитесь в состоянии тревоги. Чем вызваны попытки сбежать от реальности? Что в этой реальности Вас не устраивает? Именно на эти факторы рекомендую обратить внимание и проработать их в первую очередь.
Для самостоятельной работы Вы можете предпринять следующие шаги:
- посетите парикмахера, массажиста, мастера по маникюру, по возможности обновите гардероб (когда женщине нравится отражение в зеркале, то и к окружающему миру она относится более позитивно);
- посмотрите комедию, послушайте динамичную музыку, включите более яркий свет (главное - получить максимум положительных эмоций);
- напишите распорядок дня на следующий день (дайте себе одно задание или несколько небольших – поход в магазин, легкая уборка, прогулка и т.д.);
- подведите итоги дня. Похвалите себя, даже если у Вас получилось не так как хотелось бы. Вы уже начали работу и это достойно похвалы!
Проанализируйте, какую цель Вы достигли с легкостью, а какая оказалась трудновыполнимой? При отсутствии сопротивления, каждый день усложняйте себе задачу – зайдите в кафе, выпейте чашку кофе, пообщайтесь с близкими людьми (хорошими знакомыми), составьте план написания дипломной работы. В случае, когда Вы столкнулись с сопротивлением, повторите невыполненное задание, немного снизив нагрузку.
Если возникающие препятствия непреодолимы, обратитесь за помощью к психологу. Не обязательно проходить долгосрочную терапию. Вы можете обозначить трудности, с которыми столкнулись при работе, и специалист внесет корректировку в дальнейшие действия.
С наилучшими пожеланиями, Наталия.